ХАЗВИ, мадианитянка (см. Замврий и Хазви).

ХАЛЕВ, сын Иефониин, из колена Иудина; он имел трех сыновей: Ира, Илу и Наама. Халев, вместе с Иисусом Навином, был в числе соглядатаев, которым народ еврейский поручил исследовать землю Ханаанскую. Возвратившись, он услышал, как его товарищи начали представлять неслыханные трудности, которые надобно преодолеть народу при вступлении в Палестину; негодуя на такую явную ложь, Халев сказал толпившемуся народу: "Пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее". Но слова его не произвели никакого впечатления, и он должен был замолчать. После, когда в народе распространился ропот, иудеи даже называли Моисея обманщиком и готовы были вооружиться против него; в это время мужественный Халев вмешался в толпу недовольных, разорвал ризы и сказал им с мужественной смелостью: "Земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша; если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее - эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их" (Чис. 14:7-9). Но и это второе посредничество так же мало имело успеха, как и первое; даже в этом случае он подвергался опасности потерять жизнь; разъяренный народ хотел его, вместе с Иисусом Навином, побить камнями. В награду за такую ревность к делу Божью Господь сказал через Моисея, что никто из израильтян не увидит земли обетованной, которую Он обещал отцам их, разве дети их; но Халев, Его истинный служитель, войдет в ту землю, которую посещал, и получит ее в наследство. Исполнение этого обещания Халев увидел после совершенного уничтожения союзных царей, живших на севере Палестины, когда Иисус Навин приступил к разделу земли завоеванной. "Ты знаешь, что говорил Господь Моисею, - говорил Халев предводителю народа Божия, - человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес-Варни; я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце: братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему; и клялся Моисей в тот день и сказал: "земля, по которой ходила нога твоя, будет уделом тебе и детям твоим на век, ибо ты в точности последовал Господу Богу моему"; итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет; но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать и выходить и входить; итак дай мне сию гору, о которой говорил Господь в тот день; ибо ты слышал в тот день, что там [живут] сыны Енаковы, и города у них большие и укрешенные; может быть, Господь [будет] со мною, и я изгоню их, как говорил Господь" (И. Нав. 14:6-12). Иисус Навин признал справедливым это требование и дал Халеву в потомственное владение Хеврон, который прежде назывался Аргов. После смерти Иисуса Навина иудеи просили Господа, чтобы Он назначил колено, которое должно было заниматься войной против хананеян, для овладения их землями; для этого, как самое сильнейшее, назначено было колено Иудино, а к нему присоединено для помощи колено Симеоново. Армия иудейская напала на Везеку и разбила 10 000 хананеян и ферезеян, которые защищали эту область; Адонивезек, царь ее, попал в плен; ему отсекли оконечности рук и ног. Пленный царь признал справедливым это наказание и сознался, что он сам таким же образом поступил с 70 царями, которые ели остатки от его стола. В этом положении он приведен был к Иерусалиму и умерщвлен; город был осажден и взят приступом, жены и все жители преданы были смерти. Сесин, Атиман и Фоамиа были разбиты при Кариафарвок-Есфере и преданы смерти по приказанию Халева. Давир мужественно оборонялся от нападений израильтян. Халев, который, как этот и предшествующий случай показывает, был начальником армии, Халев обещал богатую награду и руку Асхани, своей дочери, тому, кто овладеет городом. Гофониил, сын Кенеза, исполнил это повеление и получил обещанную награду. Но, кажется, он мало был доволен своим участком, и выразил это неудовольствие через свою юную супругу; она явилась к отцу своему с печальным видом. Халев спросил о причине этой грусти; Асхань, испросив у него благословение, сказала ему, что он дал ей в дар поле, но земля эта бесплодна; а ей хотелось бы иметь такое место, где довольно было бы воды. Халев исполнил ее просьбу. После этого похода, который показывает в храбром воине еврейском нежную любовь к детям, Священное Писание ничего нам не говорит, кроме того, что он вступил в обладание Хевроном, который был дан Халеву, сыну Иефониину, Кенезеину, "до сего дня, за то, что он в точности последовал [повелению] Господа Бога Израилева" (И. Нав. 14:14).

ХАМ (ок. 3339 г. до Р. X.), последний сын Ноя, имел четырех сыновей: Хуса, Месраина, Фуда и Ханаана; у Хуса были дети: Сава, Евила, Савафа, Регма и Савафака. Месраин имел сыновей: Людиима, Неффалима, Енеметиима, Лавиима, Петросониима и Хасмониима, от которых произошли филистимляне и кафторияне. Ханаан был отцом Сидона, Хеттеа, Иевусея, Аморрея, Гергесея, Евея, Арукея, Асеннея, Арадия, Самарея и Амофии; они большей частью дали имена многочисленным народам. Поведение, которое Хам позволил себе с отцом, когда он обнажился, привлекло на него проклятие патриарха. Ной, не дерзая проклинать того, которого Бог благословил, излил свой гнев на Ханаана: его потомки будуг рабами своих братьев и их сынов. Хам получил в удел Африку, часть Аравии и Сирии; он поселился в той части Африки, которая была названа именем Ханаана и после долго сохраняла о нем воспоминание. Пределы Хананейские от Сидона до Герары и Газы, до Содома и Гоморры, до Адамы и Севоима и даже до Даси. Господь проклятие Ноево исполнил в точности; поколение Ханаана в самом деле сделалось рабом своих братьев, потомков Сима, которые за свои грехи сначала были побеждены Моисеем, а потом окончательно Иисусом Навином.

ХАМААМ, см. Верзелпш и Хамаам.

ХАНААН, см. Хам.

ХЕЛКИЯ I (ок. 723 г. до Р. X.), двадцать третий первосвященник иудейский, сын и преемник Урии. Этот Хелкия, кажется, одно с Есрией, упоминаемым у Иосифа Флавия (Ant. lib. X, cap. 11) и в Иудейской летописи, которая относит его к царствованию Езекии. Также вероятно, что он есть отец того Елиакима, который был домоправителем этого царя (4 Цар. 18:18, 26, 37; Ис. 36:3, 11, 22; 38:2), который был предметом пророчества, если понимать последнее в буквальном, а не переносном смысле (Ис. 22:20 и след.). Некоторые думают, что этот Елиаким, сын Хелкии, был первосвященником в царствование Манассии, и отсюда заключают, что Хелкия, его отец, проходил первосвященническое служение в царствование Езекии (так утверждает дон Калмет). Многие также думали, что священник Азария, о котором говорится в царствование Езекии (2 Пар. 31:10), был в это время первосвященником, основываясь на том, что в Вулгате он назван Sacerdos primus de stirpe Sadoc, что они переводили первосвященник из рода Садокова; посему даже некоторые из почитавших Хелкию первосвященником в царствование Езекии, для примирения, считали его и Азарию за одно лицо (мнение дона Калмета). Но перевод семидесяти говорит, что он был священником начальный в дому Садокова (там же), то есть начальник двадцати четырех священнических фамилий (1 Пар. 24:1 и след.), которые распределил Давид. Правда, что в этом разделении нет имени Садока; но это имя могло быть испорчено, как и многие другие, проходя через руки нерадивого переписчика; притом самое выражение, кажется, указывает более на начальника; правда, что далее (2 Пар. 31:13) Вулгата дает ему имя первосвященника дома Божия - Ex imperio... Azariae pontificis domus Dei. Но в этом месте перевод семидесяти и еврейский подлинник называют его просто начальником дома Божия - начальник дому Господня, то есть смотрителем храма - должность совершенно отличная от первосвященнической. О жизни его ничего не известно. Преемником его был Садок II.

ХЕЛКИЯ II, или ЕЛХИЯ (ок. 627 г. до Р. X.), двадцать шестой первосвященник, сын Селлума (1 Пар. 6:13, 19, 9; 1 Езд. 7:1; Неем. 8:4; Вдр. 1:7). Этот первосвященник, без сомнения, есть тот Хелкия, которого Иосиф Флавий называет преемником Салдума (Ant. lib. X, cap. 11) и которого летопись Иудейская полагает в царствовании Иосии, во время которого он известен и в Священном Писании (4 Цар. 22:4 и след.). Он, по повелению благочестивого царя, смотрел за исправлением храма и в это время нашел Книгу Закона, которую и представили царю (см. Иосия, царь иудейский). Так как Ездра происходил по прямой линии от Хелкии, а в его генеалогии находится некоторая неясность, то мы постараемся изложить здесь ряд потомков Хелкии до Езоры. Итак, Хелкия II родил Азарию IV (см. это имя), который и был его преемником. Говоря о нем, мы показали, что он имел двух сыновей, Сарею II и Иахина; от последнего произошли Иоиарив и сын его Иодаиа, начальник храма; от первого же по прямой линии Иоседек, первосвященник во время плена, Иисус, первосвященник после возвращения из плена, и преемник его Иоаким III. Таким образом, видно, что в прямой линии потомков Хелкии нет Ездры. Между тем в Священном Писании Ездра называется сыном Сарея, сына Азариева, Сына Хелкиева (1 Езд. 7:1). Для объяснения этого надобно заметить, что язык Священного Писания не различает сына и внука, или потомка. Ездра прибыл в Иерусалим в царствование Артаксеркса Долгорукого, во время первосвященника Елиасива, сына Иоакимова, внука Иисусова, правнука Иоседекова; посему надобно предполагать, что он был современником первосвященника Иоакима III, отца Елиасивова, и правнуком первосвященника Сареи II. На этом основании мы составляем следующую родословную таблицу: По хронологии нельзя допустить, чтобы Ездра был внуком Азарии IV; ибо если предположить, что Ездра родился в самый год вступления Сареи II в должность первосвященника, а прибытие его в Иерусалим случилось в первый год первосвященнического служения Елиасива, то тогда он должен был иметь около 150 лет, что несообразно ни с продолжением человеческой жизни в это время, ни с самой историей, ибо известно, что Ездра жил еще некоторое время после. Итак, мы предполагаем двойной пропуск в книге Ездры вследствие идиотизма еврейского языка, то есть Ездра был сын Сареи, внук неизвестного, правнук первосвященника Сареи II, праправнук Азарии IV, первосвященника в царствование Иоакима. Преемником Хеликии II был сын его Азария IV.

ХЕТТУРА, жена Авраама после смерти Сарры; она произвела на свет шесть сыновей: Зомврана, Иезана, Мадала, Мадиама, Иесвока, Сосена. Чтобы сохранить Исааку все имение, патриарх одарил детей Хеттуры и разослал по различным странам на Восток, где они пристрастились к торговле и промышленности. Думают, что от этих детей Хеттуры произошли ма-дианитяне, евеяне, савеяне и другие народы, о которых так часто упоминается в Священном Писании. Самые замечательнейшие из этих народов суть мадианитяне, которые жили на восточном берегу Чермного моря и священник которых Иофор отдал дочь свою за Моисея (см. Измаил, Авраам).

ХЛОЯ, ученица апостола Павла, из Коринфа; она уведомила своего учителя о разделении, случившемся между Кифою и Аполлосом.

ХРЕСТ (50 г. от Р. X.), имя одного грека, обратившегося в иудейскую религию; он поддерживал возмущение иудеев в Риме, откуда они вместе с христианами изгнаны были при императоре Клавдии. Римский народ часто смешивал иудеев с христианами. Светоний один только упоминает об этом случае; но этот языческий писатель, не зная, что Иисус Христос умер за некоторое время до этого происшествия, сделался предметом спора. В самом деле, в слове Chrestus изменена только одна буква Орозием и, говорят, надо читать Christus. Многие писатели, как-то: Гильмер, Удендорпп, Дюкер, Газе, Кольбери в своих замечаниях на Саллюстия говорят, что этот Chrestus есть грек. "Но коллекция медалей Хреста, - говорит Баснаджи, - не доказывает этого". Лактанций, Тертуллиан, Пульман и Торренций, также комментаторы Светония, думают, что его Chrestus есть лицо тождественное с Иисусом Христом, а существование Хреста как грека подвержено сомнению; это же мнение принимает также и Бароний.

ХУЗАН, или ХУСАРСАФЕМ, царь месопотамский; в продолжение восьми лет он господствовал над евреями. Хусарсафем значит начальник хушитского племени Расафаимов и показывает, что он был предводителем разбойнических народов, происходивших от Хама, которые дали свое имя различным странам Азии и каменистой Аравии, и находящимся на восточной стороне Черного моря на берегах Аракса и др. (Bochart. geog., lib. 4). Имя Месопотамии, упоминаемое здесь, где этот царь жил, не доказывает положительно, где он царствовал. Было две Месопотамии: одна лежала между Тифом и Евфратом, а другая между реками Марси и Оронтом, и эта Месопотамия называется Сирийской. Все заставляет думать, что эта-то страна и была местом, где жил тиран израильский. Как бы то ни было, только Гофониил, после 8 лет рабства, соединил силы иудеев, выступил против врага и победил его. Слова Священного Писания заставляют думать, что Гофониил воздал Хусарсафему рабством за рабство.

ХУСИЙ, верный израильтянин, друг и советник Давида. Узнав, что несчастный Давид бежал от сына своего Авессалома, Хусий с поспешностью отправился за своим повелителем и явился к нему, когда последний восходил на гору Елеонскую. Царь, среди горестного бегства, с отчаянием видел глубокую горесть людей, преданных ему. Не желая оставлять при себе Хусия, Давид сказал ему, что его присутствие будет ему в тягость и что для него выгоднее, если он (Хусий) возвратится к Авессалому и постарается расстроить планы Ахитофела; потом просил его все решения совета передавать ему через Авиафара и Садока. Верный подданный исполнил волю своего царя, и в то время как Авессалом вошел в Иерусалим, Хусий предстал перед ним, сказав: да живет царь. Юный государь, зная приверженность его к отцу своему Давиду, не мог не высказать своего удивления, видя его при себе. Хусий говорил, что он пошел вслед того, кого избрал Господь и израильтяне; этот ответ не мог не польстить гордости Авессалома, который с удовольствием видел участниками своего возмущения людей, преданных его отцу. Он приказал принять Хусия в число своих советников с Ахитофелом, и эта доверчивость к хитрому врагу погубила его и расстроила все его злые намерения. Новый советник юного царя советовал ему, собрав все силы, преследовать бежавшего монарха; а сам между тем уведомил Давида об этом предприятии; и этим разрушил все коварные намерения Ахитофела (см. Давид, Авессалом, Ахитофел).

Дарагія сябры! Просім падтрымаць будаўніцтва нашага касцёла і дзейнасць парафіі. Шчыра дзякуем за дапамогу, молімся за ўсіх ахвярадаўцаў.