ЛАВАН, сын Вафуила, внук Нахора, жил в Харране, что в Месопотамии. Когда Иаков, его племянник, избегая мщения Исава, просил убежища у него, Лаван с радушием предложил ему свое гостеприимство и защиту. Между тем сын Исаака имел намерение жениться на одной из дочерей своего дяди. Иаков согласился работать семь лет, чтобы получить в замужество младшую дочь его Рахиль. Но когда пришло время исполнить условия, Лаван обманул своего племянника и подменил Рахиль Лией. Потом, видя привязанность его к Рахили, предложил еще прослужить семь лет. Иаков принял и это условие, и по истечении определенного срока и второй брак был заключен. Лаван от своего вероломства сделался счастливым. Присутствие его зятя низвело благословение Божие на весь дом, и Лаван вскоре сделался одним из богатых жителей той страны. Когда Иаков, по истечении четырнадцати лет, хотел удалиться к своему отцу, хитрый тесть употребил все в дело, чтобы заставить его еще жить у себя, и согласился давать даже плату за труды. Они условились, чтобы овцы, которые будут разноцветными, принадлежали Иакову, а прочие Лавану. Но вскоре Лаван увидел, что на стороне его зятя всегда было больше овец, и по корыстолюбию и зависти переменял почти десять раз условия. Подобная недоверчивость заставила Иакова оставить Месопотамию. Патриарх, воспользовавшись отсутствием своего тестя, оставил Месопотамию. Лаван, нисколько не ожидая этой смелости со стороны зятя, разгневался, узнав об этом побеге, и немедленно пустился в погоню за беглецами. По истечении семи дней он настиг их при горе Галаад. Но Господь явился во сне Лавану и приказал ему ничего не предпринимать против Иакова, потому что Он покровительствует ему и что Иаков следует Его закону. Лаван хотя и забыл Бога отцов своих, но не осмелился преступить Его велений. Впрочем, он укорял Иакова за его бегство, которое не позволило ему обнять своих детей при прощании; но это он приписывал сильному желанию Иакова видеть дом отеческий. Но зачем, прибавил он, украл ты моих богов? Иаков отказался от этого воровства, которое сделано Рахилью без его ведома. Лаван просил позволения обыскать все кущи, и Иаков согласился. Но обыск ничего не показал, и патриарх начал жаловаться на новую несправедливость; тогда Лаван сказал Иакову: "Дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими?" (Быт. 31:43). Он помирился с Иаковом и принес с ним жертву. Они сделали праздник в воспоминание этого союза и поставили памятник, который с этого времени должен быть границей для владений их. Потом Лаван просил патриарха не обижать его дочерей, не брать в замужество других; после чего, поцеловав детей своих и благословив их, возвратился в Месопотамию (см. Иаков, Лия и Рахиль).

ЛАЗАРЬ, МАРФА и МАРИЯ, святое семейство, с которым Спаситель мира был в дружбе - честь, выше самой блистательной славы земной. Нет семейства, о котором было бы так мало сказано и о котором столько было спору, как семейство Лазаря. Этот друг Иисуса Христа был безбрачен и жил со своими сестрами в Ви-фании. Позже некоторые из писателей доказывали его происхождение из Галилеи; об этом ничего не сказано в Евангелии. Это мнение выдумано для подтверждения той мысли, что три Марии, упоминаемые в Евангелии, суть одно и то же лицо. В первый раз о пребывании Спасителя в Вифании говорит Лука. В этом рассказе о Лазаре нет ни слова; евангелист даже не упоминает места, где было это происшествие; но Марфа и Мария здесь ясно именуются: "В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее" (Лк. 10:38-42). Бедный Лазарь, о котором говорит тот же евангелист (гл. 15), есть лицо иносказательное, следовательно вымышленное, и не имеет никакого отношения к Лазарю, жившему в Вифании. Один евангелист Иоанн говорит о последнем, по случаю великого суда, воскрешения его из мертвых, суда, пропущенного у других евангелистов, которые, впрочем, умалчивали о многих других чудесах Спасителя. Этот историк Иисуса Христа посвятил праведному человеку целую главу. Когда Лазарь сделался нездоров, сестры его тотчас послали известить Иисуса Христа об опасности, угрожавшей их брату. Но Спаситель, получив эту весть, пробыл на том же месте еще два дня. Между тем Иоанн снова замечает, что Иисус любил Лазаря и сестер его; но Сын Божий хотел сотворить при вратах Иерусалима чудо, которое должно было утвердить в вере тех из Его учеников, которые должны были услышать предсказание о Его страдании. Спаситель не торопился и пробыл столько времени, чтобы не было никакого предлога к сомнению или неверию. Отправляясь в Вифанию, Он сказал ученикам Своим: "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему" (Ин. 11:11-15). Это обстоятельство должно было дать чуду большую славу и сделать его несомненным. Евангелист не без намерения замечает, что Вифания находилась от Иерусалима на расстоянии 50 стадий, откуда, по обыкновению восточному, пришла толпа народа оплакивать несчастье сестер. И этот народ был очевидцем чуда, которое сотворено на его глазах. При слухе о приближении Спасителя к селу, Марфа тотчас вышла Ему навстречу и начала умолять Его о воскрешении своего брата; потом, возвратившись в свой дом, она сказала сестре, что Иисус хочет ее видеть. Иудеи, пришедшие для утешения сестер Лазаря, видя идущую Марию, думали, что она спешит ко фобу брата для оплакивания его, и потому пошли за ней. Но Мария, явившись пред Иисусом Христом, Который еще не вошел в Вифанию, бросилась к ногам Его и начала просить о том же, о чем и сестра ее. "Господи! - говорила она, - если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой" Иисус, видя ее и всех стоящих вокруг Него плачущими, почувствовал внутреннее потрясение и содрогнулся. Затем Он просил указать ему место, где положили умершего, и прослезился, так что иудеи говорили между собой: "Смотри, как Он любим его". Спаситель опять возмутился духом и, приблизившись к гробнице, приказал отвалить камень надгробный. "Господи! - воскликнула Марфа, - уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе". Иисус отвечал ей: "Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?" Все это согласно с предыдущими обстоятельствами; если предположить, что Лазарь умер уже после того, как сестры его послали весть к Иисусу, исключив четыре дня, которые Лазарь был уже во гробе, остается один день для его смерти и погребения. Когда отвалили камень, Иисус возвел очи горе и сказал: "Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня". И, сказав это, громогласно воскликнул: "Лазарь! иди вон" (Ин. 11:41-43). И умерший тотчас встал; на голове у него было покрывало, а руки и ноги были обвязаны. Этот случай показывает, как иудеи мало изменили вещи, употребляемые ими при погребении, по обыкновению египтян. Как те, так и другие обвивали тело умершего, на лицо полагали покрывало; потом обливали труп благовонными духами, так что он почти весь погружался в них. Чудо это было так разительно, что многие из иудеев тут же уверовали во Иисуса Христа. Другие пошли и рассказали о случившемся книжникам и фарисеям. Враги Спасителя составили совет и рассуждали между собой: "Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом". Один же из них, именем Каиафа, тогдашний чередный первосвященник, сказал им: "Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же, - замечает евангелист, - он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ" (там же, 47-51). И с этого времени фарисеи начали искать случая как бы убить Сына Божия. Спустя четыре дня по воскрешении Лазаря Иисус опять пришел в Вифанию и был на вечери у Симона прокаженного. Лазарь был в числе гостей, а Марфа служила при столе. Мария, принесши фунт драгоценного мирра, помазала им ноги Спасителя и отерла их своими волосами. Цена этих драгоценных благовоний простиралась до 100 пенязей, по замечанию Иуды. Этой вечери не надобно смешивать с вечерею, бывшею также у Симона, где Спаситель был также облит благовониями. Этот Симон был прокаженный и жил в Вифании, а тот был Симон фарисей и жил в Галилее. У него-то на вечери Иисус Христос был облит благовониями, о которых не говорится, какого они свойства были и что стоили. Притом же это было сделано женщиной-грешницей, известной всему городу, так что, когда фарисей увидел, что Спаситель допустил ее к себе, соблазнился и сказал сам в себе: "Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница" (Лк. 7:39). Наконец, нужно сказать, что и время этих двух вечерей различно. Пир, данный фарисеем в Галилее, был в первый год, а в Вифании за шесть дней до страдания Спасителя. Притом и женщин, изливших мирру на Иисуса Христа, нельзя смешивать. У Симона прокаженного была Мария сестра Лазаря, а там блудница. Часто смешивают Марию сестру Лазаря с Мариею Магдалиной, из которой изгнал Спаситель семь бесов. Но она всегда называется Марией Магдалиной, а та сестрой Марфы или Лазаря. Первая жила в Галилее и следовала за Иисусом Христом, другая же жила в Вифании, следовательно, в Иудее; и притом, будучи кроткого характера, не могла проводить жизнь странническую и тревожную, следуя за Божественным Учителем. После этого случая евангелист нам уже не говорит ничего о Лазаре и его сестрах. Сколько времени еще жили, где и когда умерли? Об этом мы ничего не знаем. Мы не можем согласигься на то предание, что Мария была в Провансе, где и жила до своей смерти. Предание, сохранившееся в церкви, говорит, что Лазарь был епископом Ки-мейским, а церковь празднует перенесение мощей его из Кипра в Константинополь, бывшее в IX в., 17 октября.

ЛАМЕХ (4304 г. до Р. X.), сын Ма-фусала, отец Ноя на 182-м году своей жизни. После рождения сына этот патриарх жил еще 595 лет; всей жизни его было 777 лет.

ЛЕВИЙ (1931 г. до Р. X.), патриарх, сын Иакова и Лии, родился в Месопотамии. Когда сихемляне, по условию, заключенному с Иаковом, приняли обрезание как знак вступления их в союз с Богом Авраама, в это время Левий и Симеон, брат его, вооружившись, напали на город, разграбили его, больных жителей умертвили, освободили Дину, свою сестру, убили также Гемора и сына его Сихе-ма. Вот как Иаков отзывается об этом кровавом поступке своих детей: "Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле" (Быт. 49:5-7). И пророчество это исполнилось во всей силе. При разделе Палестины левиты не получили никакого удела. Они посвящены были Богу, как десятая часть всего народа израильского. Во время переселения в Египет для жительства в земле Гесем Левий имел трех сыновей: Гирсона, Каафа и Мерари. Второй из них был дедом Моисея и Аарона, первого первосвященника. После, в духовной, которая приписывается Левию, он осуждает умерщвление сихемлян и приписывает это заблуждению своей ранней молодости и страху, который внушало им положение Дины. Потом он пророчествует о пришествии Мессии из его колена, равно как и из колена Иудина; описавши живыми красками беспорядки, которые будут происходить во святилище, патриарх предвозвещает священство Иисуса Христа и описывает все его достоинства. Левий умер в земле Гесем на 136-м году своей жизни. Не лишним считаем показать родословную таблицу левитов для большей ясности наследственного права первосвященников, чреды жрецов и служения левитов. Представленная нами родословная таблица показывает: 1) священническую линию Елеазара, проведенную до первосвященника Садока I, современника Давидова; 2) священническую линию Ифамара, проведенную от первосвященника Илия до первосвященника Авиафара, современника Садокова; 3) две линии левитов: а) от Каафа через Асира, сына Кореова, б) другую от Мерарии через Мооли, - проведенные до первосвященнического служения Илия; 4) три линии левитов, идущие: а) от Гирсона через Семея, его сына, б) от Каафа через Елкану, сына Кореова, в) от Мерари через Муси, его сына, - проведенные до времени первосвященников Садока и Авиафара, то есть до времени трех знаменитых певцов Асафа, Емана и Идифума, начальников хора левитов в царствование Давида; 5) родословную линию пророка Самуила, совпадающую с линией певца Емана, который был внуком славного пророка.

ЛИБЕРИИ МАКСИМ, правитель империи, предшественник Басса, продавал все города иудейские, по повелению императора, который хотел иметь земли под своим распоряжением, не позволяя больше строить новых городов. Он издал повеление, чтобы все иудеи, где бы они ни жили, платили каждый по две драхмы в Капитолий, точно так же как они платили дань в храм Иерусалимский. Таково было время, когда несчастный народ терял и последние остатки своей политической свободы. Басе умер в сражении. Флавий Сильва после него принял начальство над римскими войсками. Вскоре запылала жестокая война. Римляне, предводительствуемые Веспасианом и Титом, покорили Иудею, разрушили Иерусалим; статуи, храмы и алтари языческие воздвигнуты были во всех городах. Иудеи вместе с христианами были рассеяны. Провидению угодно было, чтобы жестокое правление римских прокураторов способствовало христианству распространиться во всех странах. Тогда-то первые христиане показали миру редкое терпение и великодушие; и жестокие гонения язычников, и героизм св. мучеников породил наконец в сердцах народов и царей ту живую веру, которая провозгласила торжество христианства во всех местах.

ЛИН (66 г. от Р. X.), первый Папа Римский, получил епископский сан от св. апостола Петра. Папство Лина продолжалось 12 лет и несколько месяцев, от 66 до 78 года, Преемником его был Анаклет. Ириней, Евсевий, Епифаний и Августин и другие писатели отзываются об этом Папе с отличной похвалой и дают ему имя мученика. Лин пострадал в царствование Нерона.

ЛИСАНИЙ, тетрарх Авилены, жил в царствование Тиберия, как это видно из слов евангелиста Луки (3:1). Был ли этот Лисаний сын Ирода тетрарха и брат Филиппа, другого сына Ирода, от шестой жены его Клеопатры? Историки еврейские этого не решают. Другие же писатели разногласят при исследовании, кто был Лисаний, упоминаемый в Евангелии от Луки. Некоторые думают, как Евсевий Кесарийский, что Лисаний был сын Ирода Идумеянина и брат Ирода Антипы и Филиппа. Другие же писатели думают, что он был сын Пталомея Меннея, о котором упоминает Иосиф Флавий в XTV книге своей Истории иудеев. Но этот же историк в другом месте говорит, что царица Клеопатра умертвила Лисания, сына Птолемея Меннея; то весьма вероятным кажется, что Лисаний, о котором говорит евангелист Лука, был сын того Лисания, у которого Клеопатра отняла жизнь, чтобы овладеть его имением. И это мнение получает еще большую вероятность, когда видно, что Иосиф, исчисляя всех жен и детей Ирода, очень ясно обозначил Филиппа как сына Ирода и Клеопатры, его шестой жены, но ни слова не сказал о Лисаний, брате Филиппа, смерть которого приписывает Клеопатре. Другое место в Истории иудеев, еще более подтверждает эту мысль. Рассказывая о разделе Августом владений Иродовых, Иосиф говорит, что Филипп, сын Клеопатры, получил часть из того, что принадлежало Зенодору, то есть Авилену. Этим самым историк показывает, что был другой, который владел частью гораздо значительнейшей. Этот-то другой и есть Лисаний, о котором упоминается в Евангелии от Луки, и который происходил от того Лисания, которому Антоний дал Авилену. После смерти первого Лисания Авилена названа тетрархией Зенодора, а после смерти Зенодора, когда правителем ее сделался второй Лисаний, Авилена получила свое прежнее имя. Остается сказать, что Авилена, где Лисаний был тетрархом, лежала при горе Ливан, или, как замечает Плиний, в провинции Дакапос; главный город этой тетрархии был Авила (Jos. lib. XFV с. XXIII; lib. XIX, с. XXIV. Plin., I, cap. XVIII).

ЛИСИМАХ (170 г. до Р. X.), сорок пятый первосвященник иудейский, местоблюститель Менелая. Последний, не будучи в состоянии заплатить обещанную сумму, за которую купил первосвященничество, был позван в Антиохию дать отчет в своем поведении и оставил в Иерусалиме своего брата Лисимаха в качестве местоблюстителя. Лисимах употребил во зло предоставленную ему власть, взяв из сокровищницы храма драгоценные сосуды и послав их Менелаю, который один из них отдал Андронику, наместнику Антиоха Епифана, а другие продал. Но народ, узнав об этом святотатстве, восстал против него. Лисимах хотел защищаться, но был убит близ сокровищницы храма (2 Мак. 4:20 и след.).

ЛИЯ, старшая дочь Лавана, родилась в Месопотамии. Природа не одарила ее такой красотой, как сестру ее Рахиль; поэтому Лаван и боялся, что он не будет иметь возможности выдать свою дочь замуж с выгодой. Но ему помог случай. Иаков пришел к Лавану, чтобы жениться на его младшей дочери. Но хитрый Лаван обманул патриарха и подменил Рахиль Лиею. Этот-то обман, может быть, увеличил ту холодность, какую питал Иаков к последней. Но Бог, видя, что Лия презираема своим мужем, благословил ее плодородием, а сестру поразил бесчадием. Лия сначала родила Иакову четырех сыновей: Рувима, Симеона, Левия и Иуду, и радовалась в своем сердце, что Бог благословил ее, спас от унижения и смягчил этим холодность ее мужа. Рахиль, завидуя счастью сестры, дала в супруги Иакову свою рабу Баллу, которая и родила патриарху двух сыновей. Лия, со своей стороны, не желая уступить сестре, то же самое сделала и предложила мужу рабу свою Зелфу, которая родила Гада, а после Асира, что значит несть, ибо, как говорила счастливая мать его, "блаженною будут называть меня женщины" за рождение пяти сыновей. Это случилось во время жатвы хлеба. Рувим, первенец Лии, пошел в поле и, нашедши мандрагоры (неизвестное растение), предложил их своей матери. Было ли это растение драгоценное по своей редкости или оно имело какое-нибудь особенное достоинство, нам ничего не известно. Рахиль, увидя мандрагоры, хотела иметь их у себя. Лия же отвечала: "неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего?" Рахиль продолжала: "так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего". Лия с радостью согласилась на желание Рахили и пошла навстречу Иакову, когда он, по обыкновению, возвращался с поля, и сказала ему: "войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь" (Быт. 30:14-16). Она опять зачала и родила пятого сына и дала ему имя Иссахар, что значит мзда. Наконец, Лия родила шестого и последнего сына Завулона, что значит дар Божий и дочь Дину. Она скончалась в земле Ханаанской и погребена была в пещере вместе с Авраамом, Исааком и Саррой.

ЛОНГИН, центурион или сотник; это был начальник той роты римских солдат, которые назначены были стоять на карауле при кресте. Когда страшные явления последовали за смертью Спасителя, тогда римлянин, пораженный этими чудесами, сказал: "Воистину Он был Сын Божий" (Мф. 27:54). Св. Златоуст, в толковании на Евангелие Матфея, говорит, что этот сотник впоследствии принял христианскую веру и пролил за нее свою кровь, приняв мученический венец в Каппадокии. Но есть еще другое предание об этом мученике, Лонгин назначен был дежурным стоять на страже при фобе Господнем. Когда Господь воскрес, иудеи дали деньги солдатам, чтобы они распустили слух, что тело Спасителя похищено было учениками. Лонгин отвергнул эти деньги и, избегая гнева Пилатова, удалился в Каппадокию с двумя своими товарищами, которые последовали его примеру. Здесь они обратились ко Христу и начали проповедовать христианскую веру. Иудеи подучили Пилата донести императору о дезертирах. Тиберий приказал умертвить их, и Пилат послал в Каппадокию поверенных, которые и умертвили Лонгина и двух его товарищей и головы их представили прокуратору. Память св. Лонгина церковь совершает 10 октября.

ЛОТ (ок. 2100 г. до Р. X.), сын Арана, внук Фары, следовательно, племянник Авраама. Лот оставил землю Ханаанскую и поселился, вместе с Авраамом и Фарою, в Харране, в Месопотамии. После смерти Фары дядя и племянник пришли опять в Хананею; жестокий голод принудил их отправиться в Египет. Но, возвратившись оттуда, Авраам и Лот, для надлежащего пропитания многочисленных своих стад и по несогласию пастухов своих, принуждены были расстаться. Лот поселился в долинах Содома и Гоморры. Эти два города принадлежали к Пентаполю, так, назывались многие группы городов: так был Пентаполь Филистимский и Пентаполь Иудейский. Долина, где поселился Лот, была перерезана многочисленными и глубокими расщелинами, в которых, по замечанию Священного Писания, находилась материя смолистая. Около этого времени цари этого Пентаполя были побеждены Ходоллогомором и его союзниками. Лот взят был в плен. Авраам, узнав о несчастии своего племянника, пустился в погоню за победителем и, нагнавши, разбил его и таким образом возвратил Лоту свободу. Жители Содома до такой степени развратились, что правосудие небесное решилось их уничтожить. Но Бог, помня раба своего Авраама, хотел сделать милость племяннику его Лоту. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Семья Лота покидает Содом Когда отец верующих сидел у палатки своей, ему вдруг являются три странника. Гостеприимный старец принял гостей с радушием и потом пошел провожать их; так как странники шли по дороге в Содом, то Авраам и просил их зайти к племяннику своему. Но из трех путешественников только двое отправились в город, а третий неизвестно почему скрылся. Во время разговора со странниками Авраам узнал определение суда Божия о городах Пентаполя. Когда два странника удалялись в Содом, "подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым] может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место" (Быт. 18:23-33). При захождении солнца Лот сидел у ворот города и, вероятно, поджидал кого-нибудь из странников, чтобы принять их в дом свой. Надежда его исполнилась. Два путешественника явились, и Лот тотчас предложил им для убежища свое жилище. И едва они вошли в дом, как вдруг весь город взволновался. Все жители его, начиная от юношей до старцев, собрались перед домом Лота и с криком требовали выдачи двух странников. Напрасно еврей старался их уговорить; напрасно хотел пожертвовать своими дочерьми - предмет его нежнейших попечений, ничто не помогало, и беспокойная толпа уже хотела прибегнуть к насилию и приступила к дому, чтобы выломать двери. Тогда небесные посланники вовлекли Лота в дом и затворили двери, а беснующуюся толпу поразили слепотой; потом, обратившись к племяннику Авраама, они сказали: "Кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его" (19:12-13). Лот тотчас отправился к своим зятьям и рассказал им о воле Божией. Но они посмеялись над его словами и решительно не обратили внимания. Тогда ангелы, видя, что Лот медлит выйти из города, а между тем час мести приближается, просили его поскорее отправиться; наконец, видя его смущение, они взяли за руку Лота и жену его и дочерей и вывели их из города, а в предупреждение опасности сказали Лоту: "Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть" (там же, 17). Лот ужаснулся этого убежища и просил, чтобы ему позволено было удалиться в маленький город Сигор. Ангелы согласились, и странники отправились. Едва они взошли на Сигор, как Господь ниспослал серу и огонь небесный на города Содом и Гоморру и другие и уничтожил всех жителей и все живущее в этих странах. На следующее утро Авраам, пришедши туда, где он говорил с Господом, посмотрел в сторону, где были Содом и Гоморра, и увидел "вот, дым поднимается с земли, как дым из печи". Жена Лота, увлеченная любопытством, и желая любоваться страшным зрелищем, какое представляла страна, объятая пламенем, осмотрелась назад и превратилась в соляной столб. Между тем Лот, не надеясь найти в Сигоре надежное для себя убежище, удалился в горы и здесь скрылся в одной пещере со своими дочерьми. В страхе они вообразили, что все люди истреблены. Поэтому дочери Лота, боясь остаться без потомства, напоили своего отца и разделили с ним ложе. От этого брака старшая дочь родила сына, названного Моавом, который был родоначальником моавитян, многочисленного народа, обитавшего на востоке Иордана. А от второй дочери родился Аммон, отец аммонитян. История Лота служит предметом для больших споров, и главное внимание обращено на истребление городов Пентаполя. Но мы скажем только, что предание об этом сохранилось не только у евреев, но и у язычников. Диодор, Страбон, Тацит говорят, что озеро Асфальтовое, или Соленое море, образовалось на том месте, где были прежде многие города. Они прибавляют, что это озеро заключает в себе смолу и вся окружность представляет какую-то пустоту и мертвенность, как и все страны, пострадавшие от вулканических потрясений.

ЛУКА, евангелист. Между людьми, которых избрала благодать Божия для проповедания учения Иисуса Христа евангелист Лука также очень замечателен. Апостолы имели в нем блистательного сотрудника: проповедник, писатель, врач душ и телес, путешественник, мученик за веру, он своей кровью засвидетельствовал истину того, что, по внушению Духа Святого, написал. Евангелист Лука родился в Антиохии, главном городе Сирии, и обучался медицине. В это время посетил Антиохию апостол Павел, и св. Лука, по свидетельству бл. Иеронима, сделался духовным сыном его. Непобедимое красноречие учителя Христова поколебало заблуждения врача и обратило его к вере. С этих пор он следовал по стопам своего знаменитого учителя и во всю его жизнь находился с ним неотлучно, так что он называет его своим лучшим другом. Таким образом, христианский врач сделался известным апостолам, которые имели счастье видеть самого Спасителя. Павел и Лука из Антиохии на корабле отправились вместе в Троаду. Слушатель и распространитель его слова, он присутствовал при возвышенной речи, которую произнес Павел перед Ареопагом Афинским. Одушевленный помазанием, которым апостол облек его, как оружием, Лука решился один сражаться с идолопоклонством. Усилия и мужество нового проповедника увенчались успехом и приобрели кресту многих поклонников. Апостол Павел в Послании к Филимону свидетельствует об успешной проповеди своего ученика. Потом, когда апостол должен был возвратиться в Грецию, чтобы собрать милостыню для христиан иерусалимских, то назначил Луку, своего искреннего друга, быть при этом сборе; и апостол радовался, что поручил это человеку неукоризненному. Когда, по приказанию правителя Иудеи Порциа Феста, апостол Павел заключен был в узы и отправлен на суд кесаря в Рим, Лука последовал за своим учителем. Даже потом, во вторые узы апостола, когда все ученики, желавшие сопровождать его, рассеялись, один только духовный сын остался ему верным. После того, как учитель языков запечатлел своей кровью истину своего учения, евангелист Лука, который уже проповедовал в Македонии у далматов и в Италии, возвратился в Грецию, где он привел многих к вере. Метафраст говорит, что Лука переплыл море для возвещения славы Божией на берегах Нила, народам Ливии и Фиваиды. Говорят даже, что для этого св. Лука пригласил Алибия, третьего епископа Александрийского. Но утонченное язычество Греции, блестящей и ученой, требовало учителя, который бы представил в изящной форме строгое учение Иисуса Христа; и св. Лука занимался этим до своей старости; и довел свой труд до 60 года. Некоторые из писателей говорят, что Лука не удостоился мученической кончины и умер в мире, естественной смертью, в старости. Но Григорий Назианзин и другие решительно говорят о его мученичестве; минеи церкви Африканской ставят его наряду с исповедниками, пострадавшими за веру. Такова была жизнь этого мученика за веру. Но труженническая и страдальческая жизнь не столько прославила св. Луку, как имя евангелиста, которое облекло его славой выше всякой знаменитости. Хотя св. Лука не был из числа двенадцати апостолов, ни ученик Спасителя, но короткое знакомство с теми, которые видели и слышали Иисуса Христа, дало ему возможность вполне узнать все, относящееся до жизни Сына Божия и Его учения; и он получил вдохновение изложить по порядку жизнь Учителя Небесного, чтобы предотвратить от заблуждения неблагоразумную и легкомысленную ревность некоторых христиан, которые принимали без разбора все, что только ни рассказывали об Иисусе Христе, не различая истинных происшествий от ложных. Евангелист Лука адресует свое Евангелие к Феофилу, вероятно, одному из учеников, вновь обратившихся к христианству. Кто был этот Феофил? С точностью определить невозможно. Некоторые из писателей говорят, что Лука назвал державным Феофила, по обыкновению общему для всякого христианина этой эпохи. Но Иоанн Златоуст и Августин утверждают, что Феофил был человек замечательный, который обращен к христианству апостолом Павлом или самим Лукой. Св. Лука написал свое Евангелие на 49-м году н. э. и около 15-м г. по вознесении, в то время когда апостол Павел находился в Коринфе. Чистота языка и изящество оборотов показывают в писателе человека образованного и хорошо знакомого с греческим языком. Так как это Евангелие написано после Евангелий Матфея и Марка, то оно и занимает третье место в каноне книг новозаветных. Здесь многие случаи, опущенные у двух предшественников, изложены со всей обстоятельностью и со всеми подробностями. Прежде истории Сына Божия евангелист показывает, как явился в мир Его Предтеча, который готовил Ему путь, проповедуя покаяние и крещение водой. Рождение Иоанна Крестителя было предсказано в старости священнику Захарии, его отцу, ангелом во время каждения Захарии в алтаре. Но за сомнение Захария был наказан немотой до того времени, пока исполнится предсказание. Потом священный повествователь говорит о благовещении пресвятой Деве Марии, рассказывает поздравление ангела, посещение Богородицы двоюродной своей сестры, престарелой Елисаветы, жены священника Захарии, которая была также беременна. Когда Дева Мария начала приветствовать Елисавету, младенец, бывший во чреве последней, взыграл, "И Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне ? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа". На эту высокую песнь Мария отвечала: "Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его" и проч. (Лк. 1:41-50). Мария прожила в доме Елисаветы три месяца и возвратилась в дом свой. Никто из трех евангелистов не упомянул о принесении Иисуса во храм. Казалось бы, какую важность может иметь совершение обряда, который исполнял всякий первенец в Израиле. Но евангелист Лука говорит об этом с подробностью, потому что оно сопровождалось неслыханными и чудесными обстоятельствами. В то время в Иерусалиме жил человек праведный, по имени Симеон. Ему было предсказано, что он не увидит смерти, прежде нежели увидит Христа Господня. Когда родители Иисуса Христа принесли своего Сына в храм, Симеон, руководимый Духом Божиим, пришел туда же и, увидевши Надежду Израиля, взял на руки и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (там же, 2:29-32). Здесь же, при храме жила пожилая вдова 84 лет, занимавшаяся молитвой и постом, по имени Анна, имевшая дар пророчества. Поэтому, увидев Спасителя во храме, и она возвысила голос в хвалу Богу и предсказала избрание Израиля. Также у одного только Луки упоминается о кровавом поте, выступившем у Спасителя во время Его последней молитвы в саду Гефсиманском. Дополнив жизнь Искупителя человеков рассказом о Его воскресении, знамениях и явлениях до вознесения, он продолжает ее в другой книге, где он рассказывает о проповедании и распространении Евангелия. Это другое творение евангелиста Луки известно под именем книги Деяний апостольских, она написана на том же языке, что и Евангелие, и посвящена тому же Феофилу. В первой главе евангелист описывает историю 50 дней от Пасхи иудейской до Пятидесятницы, когда апостолы проводили время вместе, в посте и молитве. Потом он представляет нам сошествие Святого Духа на апостолов, излияние благодати, дар языков, проповедь апостола Петра, первоначальное общество христианское, общность имений и земель и проч. Двенадцать первых глав посвящены описанию важных деяний апостольских; последние же посвящены исключительно апостолу Павлу, которого сочинитель знал коротко, за которым следовал и с которым разделял все труды и опасности. Начав свое повествование 34 г. от Р. X., Лука оканчивает его около 68 г., в восьмой год царствования Нерона, когда его учитель, неутомимый Павел, умер в Риме в том доме, где он принимал каждого, "проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно" (Деян. 28:31). Книга Деяний апостольских есть, без сомнения, самый драгоценный памятник, какой остался нам от первых времен христианства. Касательно того, что Лука был врач нам нечего много распространяться. Довольно сказать, что об этом упоминает сам апостол Павел. Гораздо интереснее предание о том, что этот евангелист был живописцем, и еще с первых веков христианства ему приписывали изображение Спасителя и Божией Матери. Известно, с каким великолепием и торжеством императрица Пульхерия переносила в церковь, воздвигнутую ею в Константинополе, образ Божией Матери, написанный Лукой. Правда, св. евангелист никогда не был между учениками Иисуса Христа, следственно, и не видал Его; а поэтому можно представить, как трудно было воспроизвести черты Божественного Учителя, на лице Которого должны выражаться величие Сына Божия вместе с кротостью и благостью; но нельзя отвергать, по крайней мере, возможности этого факта. И это кажется тем вероятнее, что Лука был другом апостола Павла, а других апостолов знал коротко. Что же удивительного, если очевидцы Сына Божия, видя, что друг их сотрудника в деле апостольском обладает искусством живописи, постарались, по возможности, рассказать ему, каков был Учитель по Своим внешним чертам. И св. Лука, руководствуясь этими рассказами, при помощи благодати, воспроизвел на полотне черты Искупителя человеков и сохранил Его образ для всех веков. Память святого апостола и евангелиста Луки празднуется 4 января, 22 апреля и 18 октября.

ЛУКИЙ КИРИНЕЙСКИЙ, СИМОН НИГЕР и МАНАИЛ, три пророка христианские, жившие в одно и то же время. Подобно синагоге, и церковь имела своих пророков, как говорится об этом в Послании к Коринфянам: "И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями" (1 Кор. 12:28). Эти три пророка, находясь в Антиохии, возложили руки на св. апостола Павла и Варнаву, чтобы посвятить их на то служение, к которому назначил их Дух Святой. Лукий, по древним жизнеописаниям, был один из семидесяти апостолов, епископ Киринейский; память его празднуется 4 января и 10 сентября. Симон Нигер умер в Антиохии. Манаил, по мнению св. Епифания, был из числа 70 апостолов.

Дарагія сябры! Просім падтрымаць будаўніцтва нашага касцёла і дзейнасць парафіі. Шчыра дзякуем за дапамогу, молімся за ўсіх ахвярадаўцаў.