КААФ (ок. 753 г. до Р. X.), дед Моисея, второй сын Левия. Братья его были Гирсон и Мерари. Кааф имел четырех сыновей: Амврама, Иссаара, Хеврона и Озиила. Иохаведа, супруга первого, была племянницей Каафа. Некоторые писатели утверждают, неизвестно почему, что в год рождения Каафа Иаков и Исав разделились между собой. Кааф умер на 32 году своей жизни. Когда израильтяне переходили из Египта в Палестину, потомки Каафа должны были нести Кивот Завета и другие принадлежности скинии.
КАИАФА (Иосиф II), шестьдесят девятый первосвященник Иудейский (26 г. от Р. X.). Он принадлежал к секте фарисейской и свой сан наследовал после Симона, сына Камифа. Первосвященство Каиафы продолжалось 8 лет. Он был женат на дочери Анны, другого, современного ему первосвященника. В четвертый год первосвященства Каиафы Иисус Христос явился на Иордан и принял крещение от Иоанна. После сошествия на него Святого Духа Спаситель начал доказывать Своею мудростью и чудесами власть, которой облечен был свыше. Священники, книжники и фарисеи и все те, которые гордились своими познаниями, как люди ученые, и тщеславились своей властью и богатством, все эти люди смотрели с тайной завистью и злобой, как человек бедный и незначительный возвышает свой голос против их синагоги, овладевает вниманием народа, который, удивляясь Его мудрости и чудесам, удостаивает поклонения. Итак, вместо того, чтобы внимать Иисусу Христу, как Мессии, столько раз предсказанному в Священном Писании, вместо того, чтобы в чудесах Его видеть доказательство Его небесного посланничества, эти люди закрыли свое сердце и ум для истины и решились погубить своего Избавителя. Сначала враги Спасителя прибегали к самым затруднительным вопросам, надеясь в ответах Его получить средство к осуждению. Но Сын Божий всегда торжествовал и оставлял врагов Своих в замешательстве; удаляясь, они невольно дивились чудной мудрости Его. Подобные случаи, бывшие всегда при большом стечении народа, только возвышали и прославляли Иисуса Христа. Когда, по воскрешении Лазаря, в последнюю Пасху, Богочеловек решился объявить Себя самым торжественным образом, тогда Каиафа собрал синедрион и учителей закона и представил им, как необходимо для них схватить Иисуса, выдающего Себя за Мессию, Которого слава распространялась все более и более. В своей слепой ненависти, и не зная за Спасителем никакого преступления, он указал на власть, которую Сын Божий приобрел над народом Своими учением и делами. По его понятию, эта власть и титул царя, который он дал Себе, могут возбудить подозрение римлян и навлечь на иудеев гнев этого могущественного народа; этих пустых причин, при тайной ненависти, которую первосвященники питали к Иисусу, достаточно было, чтобы осудить Его на смерть. Собрание после этого занялось тем, как бы безопаснее схватить Иисуса Христа. Враги хорошо знали, что Он был всегда окружен народом, который мог бы защитить своего благодетеля, если бы вздумали взять Его без всякой причины. Но из этого затруднения вывел их Иуда Искариотский. Преступный ученик, побуждаемый корыстолюбием, и зная, что иудеи ищут его Учителя, явился перед собрание и предложил ему свои услуги. "Что вы дадите мне, и я вам предам Его?" Синедрион предложил ему 30 сребряников. И беззаконный ученик предал за эту сумму своего Друга, Учителя и Бога. Спасителя, по указанию предателя, схватили и, связавши как злодея, представили на суд Каиафы. У первосвященника тогда собраны были все знаменитые священники, книжники и учители, следовательно, самые злейшие враги Иисуса Христа. В руках этих людей была участь Богочеловека. Однако ж лицемеры хотели сохранить вид справедливости перед народом и решились произнести приговор на основании каких-нибудь показаний. Поэтому по их приказанию начали являться многие клеветники. Но все они не могли выдумать ничего такого, за что бы Подсудимого можно было приговорить к смерти. Наконец выступили два свидетеля. "Он говорил: - могу разрушить храм Божий, - говорили они, - ив три дня создать его". Но и это свидетельство было недостаточно. Впрочем, Каиафа, начальник этого собрания, выйдя на середину, сказал Спасителю: "Что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?" Но Иисус молчал. Тогда архиерей сказал Подсудимому: "Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" (Мат. 26:60-64). После этих слов первосвященник разорвал на себе одежду, которой он был недостоин, и этим указал окончание священства иудейского и воскликнул: "Он богохульствует! Какое еще после этого нам надобно свидетельство; вы сами слышали Его хулу, как вам это кажется?" Собрание единодушно признало Иисуса достойным смерти. Боясь требовать объяснения этих слов и изложения Его учения, враги отдали на мучение осужденного в руки солдат. На следующий день синедрион опять собрался у первосвященника, чтобы окончательно решить участь Спасителя. Осудив на смерть, собрание передало Его на суд Пилата, который был тогда правителем Иудеи, и который, несмотря на то, что видел невиновность Иисуса Христа, подтвердил и исполнил приговор, произнесенный иудеями. Впоследствии этот недостойный первосвященник, омрачивший свой сан таким грубым злодеянием, сделался предметом ненависти и презрения тех самых иудеев, с которыми он вместе враждовал Иисуса Христа. Этих-то людей правосудный Бог употребил для наказания недостойного служителя Божия. В том же году Вителлин, правитель Сирии, посетил Иерусалим и принят был кликами народной радости. Иудеи были недовольны своим первосвященником; они считали его виновником тех бедствий, какими грозное правосудие карало злодеев за пролитие крови Праведного. Лишь только правитель римский явился в Иерусалим, как народ начал громко требовать свержения первосвященника. Вителлин исполнил волю народа. Каиафа был свержен, а на место его был возведен Ионафан, сын Анана. Еще и теперь на горе Сионской указывают развалины дома Каиафы. Вот что об этом месте говорит один из новейших и знаменитейших путешественников: со стороны Иерусалима возвышается круглый, как полная луна, пригорок, безжизненный и желтый. Священная вершина этого холма замечательна по трем памятникам или, лучше, развалинам их. Здесь видны: дом Каиафы, комната, где совершалась тайная вечеря, и гробница Давида. С вершины горы к югу видна долина детей Энно-новых, за ней поле крови, купленное за 30 сребреников Иудиных, гора злого совета, гробница судей и Хевронская и Вифлеемская пустыни. К северу стена Иерусалима препятствует видеть город, который склоняется к долине Иосафата. Таким образом, имя Каиафы и то место, где он совершил свой неправый суд, и до сих пор производят тягостное впечатление на душу; проклятие, лежащее на этом имени, отразилось и на этих развалинах, вокруг которых видны только следы смерти и разрушения.
КАИЙ, ученик апостола Павла, родился в Македонии. Он жил в Коринфе, куда апостол Павел пришел в одно из своих апостольских путешествий. После этого Каи и должен был сопутствовать своему учителю, которому надобно было идти в Ефес. Во время возмущения, бывшего в этом городе, Каий и Аристарх оказали покровительство проповеднику. В постановлениях апостольских встречается другой Каий, епископ Дельфийский, и, по мнению святых отцов, он должен быть тот самый, который сопутствовал апостолу Павлу.
КАИЙ АВИЦИЙ ФЛАКК, правитель Египта в царствование Тиберия. Флакк управлял своей провинцией добросовестно, соблюдал справедливость и умеренность, пока смерть Тиберия не изменила его поведения; она произвела раздор между Калигулой и Тиберием Гемеллом. Победа Тиверия над Гемеллом увеличила его силу и доставила ему возможность избавиться от своих врагов. Тиберий и Макрон, друзья побежденного, были убиты. Калигула, возвысившись таким образом, наградил своих приверженцев и наказал побежденных, обыкновенное правило, имеющее силу во всех политических потрясениях. Побежденные, чтобы удержаться на своих местах и чтобы не потерять и того, что они могли сохранить, разумеется, должны были угождать своим победителям. Таким образом, не нужно удивляться, что Флакк старался сохранить то, что он имел. Опасаясь потерять свою власть, и не видя возможности сохранить ее добрыми средствами, он, по совету друзей, принял меры сообразно обстоятельствам. Итак, когда он узнал, что посредством несправедливости и жестокости можно достигнуть этой цели, не задумавшись, употребил их в дело. Флакк в Александрии был принят как сообщник Гемеллы. Народ, видя в новом правителе врага своего государя, не замедлил ослушаться его. Чтобы приобрести любовь народную и благоволение Калигулы, Флакк начал угнетать иудеев, на которых дурно смотрели в Александрии. С этого времени правитель Египта, будучи справедливым и доступным для всякого, сделался жестоким и гордым; доступ к нему, особенно несчастным иудеям, решительно был невозможным. Детей Иакова начали притеснять всеми возможными средствами. Агриппа, находясь в Александрии, потерпел обиду во время мятежа, виновниками которого сочли иудеев; но в самом деле причиной его были гордость и роскошь нового царя. Александрийцы нагло осмеяли его могущество, придав ему атрибуты глупости. Подозревают, что и Флакк принимал тайное участие в этом бунте, из зависти к Агриппе, который был его богаче. Забвение чести необходимо влечет ко злу; поэтому весьма естественно, что Флакк, по самым пустым причинам, принял участие в мятеже. Эти волнения, так несправедливо приписываемые иудеям, были сигналом к новым насилиям. Александрийцы изыскивали все средства вредить иудеям. Калигула, достигнув верховной власти, до того простер свое безрассудство и гордость, что пожелал себе божеских почестей. Александрийские иудеи отказались исполнить волю безумного императора и в своем протесте скромно выставили причины своего поведения. Флакк схватился за этот случай, чтобы возбудить императора против непослушных. Народ, видя упорство иудеев, взбунтовался и решился поставить статую императора в самих синагогах. Иудеи воспротивились. Дело дошло до открытого сражения. Александрийцы одержали верх, сожгли синагоги евреев, а домами завладели силой. После таких беспорядков Флакк объявил иудеев изгнанными из Александрии. Он назначил для них пять кварталов, число которых впоследствии уменьшено было до двух. Оставленные дома преданы были грабежу и огню. Стесненные на таком малом пространстве несчастные начали роптать. Это подало случай опять начать преследование, и эти жестокости возобновлялись чаще и чаще. Филон подробно описывает угнетение народа, над которым тяготела рука правосудия небесного. Бедные иудеи жили в этой стране без крова, без всякого средства к существованию, неумолимо преследуемые своими врагами. Поддерживать свою власть жестокостями значило строить здание на песке; и Флакк, увидев не действенность этих средств, оставил их. Он вскоре впал в немилость у Калигулы; неизвестно почему, может быть, потому, что император не терпел людей, которые были вполовину только злы. Как бы то ни было, Флакк получил приказание оставить Александрию и явиться в Рим, где он был обвинен теми, которые некогда были его советниками. Впрочем, нельзя с уверенностью сказать, чтобы он сделался жертвой коварных друзей. Флакк сослан был на остров Андрос, где был убит по приказанию императора. Такая жестокость редко может иметь счастливый конец.
КАИН, см. Авель и Каин.
КАИНАН (3 5 г. до Р. X.), сын Арфаксада и внук Сима, имел сына Салу, и умер в 2665 г. до Р. X. Одни пугают его с Каинаном, сыном Еноса, другие совершенно отвергают его. Но хронологический порядок, перевод семидесяти толкователей и авторитет св. евангелиста Луки (3:36), достаточно ручаются нам за то, что Арфаксад действительно имел сына Каинана.
КАИНАН (4883 г. до Р. X.), сын Еноса, внук Сифа, умер в 3973 г. до Р. X., на 9 0 году. Этот патриарх упоминается у св. евангелиста Луки, в генеалогии Иисуса Христа.
КАЛИГУЛА (37 г. от Р. X.). После Тиверия правителем империи назначен был человек совершенно неспособный для этого. Мы не можем здесь перечислять всех жестокостей и неслыханного разврата, какими наполнена была жизнь Калигулы. Политическая жизнь его едва заслуживает внимания по отношению к христианам. Но мог ли он на них обращать внимание? Они были чуждыми в его государстве; притом и не так многочисленны, чтоб можно было интересоваться их мнением императору, который утопал в разврате. Кровь мучеников еще тогда не проливалась. Учение Спасителя тихо созревало на почве иудейской, и если они имели неприятности в это время, то все они сосредоточивались в синагогах и в борьбе с различными сектами, разделявшими тогда иудеев. Впрочем, и в это время последователи Христа подвергались тем преследованиям, которым подвергались евреи, несмотря на милость, какой пользовался Агриппа. Флакк, правитель Александрии, не мог без зависти смотреть на влияние этого государя и самым жестоким образом преследовал народ-Богоубийцу. Иудеев били, грабили, бесчеловечно преследовали, и многие из них умерли в самых страшный мучениях. Но эти несчастья были еще началом той страшной кары, на какую Бог осудил народ, дерзнувший поднять руку на своего Господа. Несмотря на это, правосудие Божие не хотело, чтобы виновники таких жестокостей не получили должного наказания за свою бесчеловечность. Калигула хотя и принял с удовольствием весть о гонениях на александрийских иудеев, но после осудил Флакка на заточение, на острове Андрос, а потом приказал умертвить его. Другие два преступника, также могущественные, потерпели наказание за свои жесткости. Ирод Агриппа, который пролил кровь Иоанна Крестителя, и Пилат, дозволивший распять Иисуса на кресте, были сосланы в Галлию, где один лишил себя жизни, а другой бежал оттуда, чтобы кончить жизнь в нищете, на берегах Роны. Между тем Калигула решился на новое безумие. Он хотел, чтобы его почитали как Бога; иностранцы, живущие в Иудее, воздвигли новому богу алтарь, который тотчас был разрушен иудеями. В отмщение за такую обиду Калигула решился поставить в самом храме Иерусалимском вызолоченную статую. Жители Иерусалима воспротивились такому приказанию и для предотвращения грозы послали к Калигуле депутата Филона. Ни старость, ни опытность депутата, ни страх возмущения не могли отклонить тирана от безумного намерения. Впрочем, убежденный Агриппой, он решился только не осквернять храма Иерусалимского; но другие города подвергались этому несчастью до самой смерти Калигулы.
КВАРТ, ученик апостола Павла, был епископом в Берите. Память его празднуется 4 января и 0 ноября.
КВИРИНИЙ (Публий Сульпиний), консул (в 752 г. от осн. Рима и в 8 г. от Р. X.) и впоследствии правитель Иудеи. Квириний родился в Ланувии от незнатных родителей из фамилии Сульпициев. Он своим возвышением обязан своим заслугам. Должности, которые на него возлагал Август, исполнял с усердием и точностью, особенно отличался в военных предприятиях. Когда настало время консульства, Квириний получил в управление армии в Сицилии (Tacit. Annal. I. III. c. XLIII), для покорения народов, известных под именем гомонадов, которые для римлян были самыми непримиримыми врагами в этой стране. Римский вождь победил врагов голодом, разрушил все их крепости и был за это почтен триумфом; некоторые историки это происшествие относят ко времени рождения Иисуса Христа и думают, что Квириний получил от Августа особенное предписание сделать перепись Иудеи; об этой-то переписи и говорит св. евангелист Лука. Но уже решено, что Кирипей, упоминаемый в Священном Писании, есть тот самый Квириний, о котором мы говорим. Этот Квириний известен более под именем Публия Сульпиция, который был преемником Квинтилия Вара в управлении Сирией (Joseph. Ant. Jud. lib. XIII, cap. XIV), и Август послал его туда уже после того, как Архелай, царь иудейский, был сослан в Виенну (около 0 г. от Р. X.). Но св. евангелист Лука как будто говорит, что перепись, заставившая Пресвятую Деву и Иосифа удалиться в Вифлеем, есть первая перепись, которая была произведена в управление Квириния, или Киринея: "Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею" (Лк. 2:2). Ученые думают, что, так как Квириний сделался правителем Сирии не ранее 0 г. от Р. X., то текст св. евангелиста Луки понимать надобно так: эта перепись (заставившая идти Марию и Иосифа в Вифлеем) предшествовала той, которая была в управление Квириния. Первая простиралась на всю империю, а вторая ограничивалась Сирией и провинциями близлежащими. Некоторые из толковников предполагают, что Квириний в год рождения Иисуса Христа не был правителем Сирии, но управлял Сицилией, а в Сирии был тогда другой правитель. Несмотря на это, Август, чтобы почтить человека, стяжавшего славу на полях Сицилии, дал ему поручение сделать перепись народа иудейского и жителей Сирии. Об этой-то переписи и упоминает св. евангелист Лука. Историки светские проходят ее, как происшествие, не имеющее для них никакого интереса. Но св. евангелист Лука обратил на нее особенное внимание, так как она относится прямо к его предмету и очень хорошо различил вторую перепись, бывшую во 2 г. от Р. X. Тертулиан думает, что перепись, упоминаемая в Евангелии Луки, была произведена Санцием Сатурнином, правителем Сирии при Августе. Некоторые писатели говорят, что Сатурнин оставил эту провинцию прежде последнего года царствования Ирода, как говорит Иосиф, а следовательно, и прежде рождения Иисуса Христа. Вот что мы нашли необходимым сказать о Квириний; впрочем, для полноты его биографии не худо прибавить некоторые подробности. Уважение, каким пользовался Квириний у Августа, было так велико, что ему поручено было воспитание Каия Цесаря, внука Августова, после смерти Геллия, на которого возложена была эта должность. После сего Квириний сочетался браком с Емилией Липидой, рука которой обещана была Луцию Цесарю, внуку императора (Tacit. Annal. Lib., III. с. XXII). Но этот брак не был счастлив. Квириний вскоре принужден был развестись с Емилией, обвиняя ее в различных проступках, за которые осудили ее на изгнание. Но и поведение Квириния не было безукоризненно. Не замедлили сравнить его низкое происхождение со знаменитостью Емилии; это привело его в немилость, которая еще более увеличилась от дурного образа жизни, которую он проводил среди богатства. Квириний умер в 974 году от основания Рима; ему, по повелению Тиве-рия, не воздали публичного погребения (Tacit. Annal. Lib. III. c. XLVIII).
КЕРИНФ, иудей, живший в I в. от Р. X., родился в Антиохии. Образование свое он получил в Александрии. После окончания курса он обратился к христианству, куда внес много за-буждений гностико-платонической школы, к которой он сам принадлежал. Палестина была первым местом, где Керинф начал распространять прежде всего свое учение. Думают, что Керинф принимал участие в интригах иудейских христиан, противившихся проповеди Евангелия у язычников и поднявших по этому случаю ропот в Иерусалиме. Но это мало вероятно. Правдоподобнее то предание, что Керинф, отлученный от церкви за свои заблуждения, оставил Иудею и удалился в Азию, где число учеников его было довольно значительно. Развитие этой секты было так быстро и велико, что св. Иоанн, встревоженный этим, нашелся вынужденным поднять свой голос против ереси. Первые страницы его Евангелия направлены прямо против его учения. Еретики этого времени, идеи восточной философии, утверждали, что мир не Богом создан, а образован низшим гением, вероятно демиургом гностиков. Заблуждения Керинфа не различались в сущности от заблуждения прочих еретиков того времени. Он, подобно им, принимает существование двух миров, одного высшего, другого низшего; один светлый, добрый и бессмертный, а другой темный, злой и смертный. В центре первого из этих миров Керинф полагает существо бесконечное, субстанцию первоначальную. Существа низшие суть не что иное, как истечение этой первоначальной субстанции. Позже Валентин назвал их плирома, или полнотою бытия. Эти существа, по мере удаления их от субстанции первоначальной, делаются более и более несовершенными и отцами церкви называются гениями, или Бонами. По мнению Керинфа, согласному в этом отношении с мнением гностиков, эти гении, последние из творений высшего мира, самое низшее истечение. Они сотворили или, правильнее, образовали мир. Этот еретик, кажется, верил вечности материи. Но особенным в его учении было то, что он, приписав образование мира гениям низшим, управление им вручает вообще всем гениям. Подобно Симону, Менандру и другим настоящим гностикам, Керинф смешал Иегову, иудейского Бога, с демиургом, творцом или управителем мира гностиков. Против этих заблуждений, которые, при страсти к восточной философии, распространились с удивительной быстрой, возвысил свой голос св. Иоанн Богослов в первой главе своего Евангелия. Керинф говорит, что творец мира не Бог, но ум, истекший из него. Евангелист пишет: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Пего начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. : - 3). Керинф утверждал, что мир управляется гениями второго разряда, духами, истекшими из субстанции Божественной, низшими по своей природе. Св. Иоанн против этого говорит: "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков... В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ин. :4, 0- ). Керинф проповедовал, что Христос не был Сын Божий; но был простой человек, как и другие. Во время крещения на Него снизошло могущество плиромы, мысль Божия, божественный разум. И это истечение Божества, этот Христос, как он называется, отделился от человека Иисуса во время страдания, которому подвергся один только Иисус. Божество не причастно злу. Но св. евангелист решительно говорит, что "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин. : 4). Таким образом, апостол, как муж вдохновенный, своим авторитетом опровергает одно за другим заблуждения еретика-философа. Даже и в своем послании св. Иоанн опять говорит против этих заблуждений. "Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына" ( Ин. 2:22). Всякий дух, "который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире" (там же, 4:3). Впрочем, эти слова могут относиться не к одним ученикам или последователям Керинфа. Ученики Симона и николаиты немного прибавили к этим основным заблуждениям. И они также клеветали на Сына Божия и этим много огорчали возлюбленного ученика Христова. Вот все, что нам известно об учении Керинфа. Правда, эти познания недостаточны. Писатели церковные и сам св. Ириней сохранили для нас учение этого еретика только в отрывках. Мозгейм решился было представить его учение в систематическом порядке; и пропуски наполнял своим вымыслом. Но этот опыт очень неудовлетворителен. Многие писатели, особенно новейшие биографы, держась мнения св. Епифания, хотели сделать Керинфа одним из тех ревностных христиан, которые хотели подчинить язычников закону обрядовому. Они привмешали в его систему, чисто гностическую, мнения евионитов, которых он, вероятно, не разделял никогда и которые находятся в прямом противоречии с его началами. Но мы более должны верить мнению св. Иринея, которое более древнее, чем Епифаниево; и притом епископ Лионский имел гораздо более основательные понятия о восточной философии, чем Епифаний. Это мнение, по крайней мере, защищает Керинфа от странных и бесчисленных противоречий, которые непременно произойдут, если он будет насильно поставлен в число учеников Евиона. Еще приписывают этому еретику учение о тысячелетии. Он предполагал, что под конец мира Иисус Христос придет на землю и учредит для праведных временное царство, которое продолжится 000 лет; в это время святые будут наслаждаться удовольствиями всякого рода; эта утопия Керинфа была изложена в его Апокалипсисе. Этот еретик написал Евангелие, Апокалипсис и много других сочинений. И ученики его также много писали; но их учение сохранилось для нас в отрывках, помещенных в сочинениях св. Иринея. Секта Керинфа, слишком ревностная к прозелитизму, не долго существовала. Она слилась вскоре с другими гностическими сектами, появившимися во II в.
КИР (536 г. до Р. X.), сын Камбиза, царь персидский и мидийский. Об этом царе предсказано было пророками, что он освободит народ Божий из плена и восстановит храм в Иерусалиме. Сорок шесть лет жизни блестящей, исполненной счастья и успехов, ставят его на степень высочайших героев древнего мира. После покорения различных народов Малой Азии, от моря Егейского до Евфрата, Кир напал на Сирию и Аравию и подчинил их своему владычеству. Отсюда он уже пошел в Ассирию и остановился перед Вавилоном, который один только на Востоке мог противиться могущественному победителю. В Ассирии царствовал тогда Валтасар. Этот жестокий царь решил обратить детей Израиля в жестокое рабство. Ни возраст, ни слабость, ни добродетель, ничто не было уважаемо. Но мера гнева Божия над израильским народом уже исполнилась. Пришло время его освобождения. Кир тихо приближался к халдеям, наконец остановился перед их столицей и осадил ее. Но Вавилон презирал своего врага. Его богатства, высокие стены, бесчисленное народонаселение, огромное пространство, которое он, по сказанию древних, занимал, богатое изобилие съестных припасов, все это делало вавилонян беспечными и равнодушными к своему врагу. Осада продолжалась довольно долгое время; но осажденные мало на нее обращали внимания. Они смеялись над победоносным Киром и предавались различного рода удовольствиям. Царь этого народа, столько же гордый, как его дед Навуходоносор, но не столь способный к управлению, дал своему двору великолепный пир. Этот пир замечателен по необыкновенной роскоши. Валтасар, опьянев от вина, приказал принести священные сосуды, взятые Навуходоносором из храма Иерусалимского, и осквернил их вином. Когда пир был в полном разгаре, вдруг явилась неизвестная рука и написала три странных слова на стене залы, где были пирующие. Даниил, призванный тотчас, предсказал страшную судьбу царя. Этот пророк, видевший несчастье знаменитого Навуходоносора, видел, как внук его низринулся с высоты своего величия. Страшная ночь, которая началась блестящим пиром, осквернением святыни, чудом руки Божией окончилась смертью царя, уничтожением царской фамилии и падением древней знаменитой монархии. Кир наконец открыл вход в город. Он отвел Евфрат со своего природного русла в сторону и по дну этой реки, протекающей посреди Вавилона, вошел в него; и гордая столица Азии наконец увидела в своих стенах грозного победителя, который отдал ее на разграбление солдатам. Посреди страшного убийства, последовавшего за взятием города, иудеи оставались долгое время неизвестными, избегая меча победителя. Но Кир узнал их историю и уверился, что им покровительствует Бог. Прочитав пророчества, которые говорят о его победах, он приписал всю свою власть Богу еврейскому, поэтому и решился восстановить храм и народ его. Это случилось в 536 году до Р. X., спустя 70 лет после пленения вавилонского. По внушению Даниила, Кир обнародовал следующий указ: "Все царства земли, - пишет Кир, - дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме" (Езд. :2-4). Непосредственно после этого указа счастливый победитель освободил народ Божий из плена и возвратил священные сосуды, взятые Навуходоносором из храма Иерусалимского. Зоровавель и Иисус, сын Иоседеков, возвратили пленных, воздвигли алтарь и положили основание второму храму. Повелитель Вавилона своей мудростью и честной жизнью поддержал приобретенную им славу до конца жизни.
КЛАВДИЙ. После смерти Калигулы империя, казалось, успокоилась на некоторое время под мирным правлением Клавдия. Сын Друза и племянник Тиберия, Клавдий не надеялся никогда получить престол. Говорят, что он затворился в комнатке одного привратника и здесь проводил свою скучную и одинокую жизнь, как вдруг однажды вошел к нему солдат и провозгласил императором. Клавдий испугался (4 г. от Р. X.). К большому ужасу нового Цезаря, к нему нахлынула целая когорта солдат, которые, окружив его, взяли и понесли. Клавдий думал, что ликующая толпа несет его на смерть; но вместо того он получил корону. Бессмысленная улыбка, робкая и неровная походка ясно высказывали слабоумие Клавдия, так что Антония, его мать, с презрением называла его призраком человека. Правда, ему дано было прекрасное воспитание, как всем принцам Августова дома, но оно осталось почти бесплодным для его вялой души, которой недоставало энергии; хотя Клавдий не лишен был добрых наклонностей, однако две несчастные привязанности, к женщинам и отпущенникам, подавили в нем счастливые способности его природы. Советы и ловкость царя Агриппы немало способствовали Клавдию удержать за собой власть; поэтому новый император, чтобы наградить своего помощника, отдал ему в управление всю Иудею, а брату его Ироду царство Халкидское. Клавдий уничтожил различие между иудеями александрийскими и другими гражданами города; он дал первым права гражданства, которыми они пользовались прежде, и утвердил свободу вероисповедания; впрочем в Риме он не позволил публичных собраний для них. Несколько лет спустя, Клавдий даже выгнал иудеев из столицы, как говорится об этом в книге Деяний апостольских ( 8:2). А Светоний рассказывает, что император изгнал иудеев за обиды, которые они причинили Хресту: "ludeos empulsore Chresto, assidue tumultuantes, Roma expublit". Кто был Хрест? Положительно неизвестно; может быть, не кто другой, как Христос, Божественный Спаситель, Которого дух, всегда сущий, помогал апостолам покорять мир, и Которого имя слышалось довольно часто в Римской империи, хотя и тогда еще христиан смешивали с иудеями. Вот происшествия этого царствования, интересные для истории христианской, которые мы здесь обозначили коротко. Мы не будем распространяться ни о распутстве Мессалины, ни о расточении сокровищ государства Нарциссом, Каллис-том и Палласом, которые пользовались слабоумием государя, как средством для преступлений; ни о ссылке Юлия и Сенеки, которая, казалось, была прелюдией к браку Силия, ни об умерщвлении тридцати сенаторов и трехсот всадников римских, ни о других беспорядках его царствования. Читая длинный ряд злодеяний, совершенных в это царствование, можно подумать, что Клавдий был тиран, но история указывает на несколько случаев, которые ясно говорят, что у этого слабого императора был ясный ум, что у него было желание пользоваться своей властью умеренно и великодушно. Но редкие внушения добра не в силах были покорить себе его воле; Клавдий не имел возможности привести в исполнение свои добрые намерения и всегда оставался игрушкой развращенных советников; имя и авторитет этого слабого императора запятнаны преступлениями, которых он никогда не одобрял. Клавдий умер на 65 году жизни (54 г. от Р. X.) от яда. Его царствование ясно доказывает, что и слабость императора может также причинить много зла государству, как и тирания.
КЛАВДИЯ, женщина, обращенная к христианству апостолом Павлом. О ней ничего не известно. Догадываются, что она была замужем за Пруденцием.
КЛЕОПА (Лк. 24). Если верить свидетельству Евсевия (Hist. eccl. Lib. Ill, с. II), что Клеопа был брат Иосифа, мужа Девы Марии, Которой сестру, по древнему преданию, он взял за себя, то Клеопа будет дядей Иисуса Христа с обеих сторон, со стороны матери и отца. Некоторые из ученых думают, что Алфей и Клеопа два имени одного и того же лица, и прибавляют, что он был отцом св. Симеона, св. Иакова, Иуды и Иосифа. В третий день после смерти Спасителя Клеопа, в сопровождении одного из учеников Христовых, шел из Иерусалима в Еммаус. В то время как они дорогой разговаривали о происшествиях того времени, перед ними вдруг является человек. Он присоединился к путешествующим и пошел с ними. Но Клеопа с товарищем и не подозревали, что вместе с ними идет Тот, Кто наполнил славой Своего имени всю Иудею, и о Котором они говорили, Спаситель спросил их, о чем они так горячо разговаривали между собой? Тогда Клеопа сказал Ему: разве он пришелец в Иерусалим и не знает того, что случилось в последние три дня; затем он рассказал Ему о Иисусе Назорее, Его делах, учении, страдании и смерти на кресте. "А мы надеялись было, - прибавил он, - что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло". Тогда Христос сказал им: "о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою ? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лк. 24:2 , 25-27). Разговаривая таким образом, они приблизились к селу. Иисус Христос сделал вид, что хочет идти далее, но спутники уговорили Его остаться с ними, потому что было довольно поздно и день уже склонялся к вечеру. Спаситель вошел в дом Клеопы (S. Hieron. epist., 27). Во время стола Он взял хлеб, благословил и, преломив, подал его ученикам. Тогда им отверзлись очи и они узнали своего спутника; но Иисус Христос вдруг скрылся. После Клеопа засвидетельствовал Божественность Иисуса Христа своею смертью. Память его церковь празднует 4 января.
КЛИМЕНТ РИМСКИЙ (62 г. от Р. X.), наследовал римский престол после Анаклета. Он родился в Риме; одни думают, что происходил из римской царской фамилии, а другие утверждают, что он был иудейского происхождения. Обращенный в христианскую веру в 62 году, Климент сопутствовал апостолу Павлу в Филиппы. Потом отправился для благовестия Евангелия. В этом деле он потрудился с такой славой, что заслужил похвалу от св. Павла, который называет его своим сотрудником, которого имя находится между именами в Книге Жизни. Ревностный проповедник решился было посвятить себя навсегда обращению иудеев; но после смерти Анаклета был возведен на епископский престол в Риме. Климент поспешил назначить епископов к галлам для приведения их к вере Христовой. В 93 и 96 годах он показал удивительный пример терпения и самоотвержения во время гонения при Домициане; потом, после царствования Нервы, которое как будто дано было для некоторого успокоения христиан, началось третье, всеобщее гонение от Траяна, в 00 году. Некоторые из церковных писателей делают св. Климента мучеником. Ему наследовал Еварист. Св. Клименту приписываются многие сочинения, но большая часть из них не принадлежит ему. Скажем несколько слов о сочинениях св. Климента, которых подлинность признана всеми. Сюда прежде всех надобно отнести Послание к Коринфянам. Это одно из сочинений, самых замечательных в I веке, которое 70 лет после него было публично читано в церквах и пользовалось первым местом после книг канонических. Слог этого послания исполнен силы, помазания, изящества и чистоты. Мысли его отличаются ясностью и изложены в порядке; мудрость, кротость, ревность и любовь дышат в каждом слове. Причина к написанию этого послания была следующая. В 96 году между коринфскими христианами появилось множество партий, которые нарушили спокойствие мирных своих братии. Поэтому некоторые из благочестивых мужей церкви коринфской обратились к св. Клименту, прося его посредничества. Первосвященник Римский отправил депутатом Фортуната и некоторых других мужей и дал им послание, для усмирения волнующихся умов. В послании св. Климент, поручив себя благосклонности читателей, напоминает им правила, которые даны были им для той жизни, когда они считали за честь повиновение начальству, были довольны тем положением, в которое поставило их Провидение, где они с любовью слушали слово Божие; потом он выражает свою печаль при слухах об их гордости, зависти, расколах и просит их убедительно отстать от пороков, которые удаляют их от Христа Бога смирения. Потом св. учитель напоминает им о кротости и терпении Спасителя, когда Он извлекал нас из ничтожества, и говорит, что если небо и земля исполняют волю Создателя, то как же они осмеливаются противиться Его велениям. Далее св. епископ говорит, как для всемогущества Божия легко воскресение; и доказывает это посредством басни о фениксе. Затем убеждает их оставить леность и нерадение, служить миру, кротости и смирению и наконец прибавляет, что и те, кто занимают низкое место в церкви, могут быть самыми приятными Богу. Другое послание, адресованное к тем же христианам, до нас дошло только в отрывках; но оно не менее первого было в уважении между древними христианами, также читалось в церквах, по свидетельству Дионисия Коринфского; св. Ириней говорит об этом послании как о самом сильном и убедительном сочинении. Наконец, есть еще два письма к девственницам, в которых писатель занимается похвалой безбрачию или девству. Авторы, у которых можно получить понятие о жизни и сочинениях св. Климента, суть Иероним, св. Климент Александрийский, Ионанн Златоуст, Епифаний, Евсевий, св. Ириней, Тиллемон и др. Память святого священномученика Климента, Папы Римского, празднуется 25 ноября.
КОРЕЙ, ДАФАН и АВИРОН Первый был сын Иссаара, внук Каафа и правнук Левин. Последние два происходили от Рувима. Корей, происходя из священного племени, не мог без злобы и зависти смотреть на почести, которые воздавались Аарону, как первосвященнику. Он решился достигнуть этой чести и искал случая свергнуть Аарона. В это время израильтяне стояли станом в пустыне Фаран. Так как отсюда им предстоял путь прямо в обетованную землю, то евреи избрали 2 человек и послали их осмотреть местность будущего отечества. Но посланные, возвратившись, начали все, исключая Иисуса Навина и Халева, преувеличивать опасности, с какими пришлось бы встретиться при занятии Палестины. Ропот неудовольствия послышался со всех сторон. Пользуясь этими беспорядками и настоящим расположением умов, Корей решился исполнить свои планы. Он, соединившись с Дефаном, Авироном и Авнаном, привлек на свою сторону около 250 человек из старейшин и вооружился против Моисея и Аарона. "Полно вам, - говорили бунтовщики, - все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?" (Чис. 6:3). Моисей, огорченный этим возмущением, упрекал недовольных за их преступное честолюбие. "Неужели мало вам того, - говорил он им, - что Бог Израшев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом [Господним], служа для них? Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства" (там же, 9- 0). Моисей хотел призвать Корея и Дафана, но они отказались слушаться его приказаний и отвечали ему: "Не идем. Разве мало для него того, что он вывел нас из земли, кипящей млеком и медом, чтобы владеть в пустыне, как князь. Ввел ли он нас в землю, которую обещал, дал ли участок земли и винограда?" Раздраженный такой упорной дерзостью, предводитель народа Божия обратился к Господу с молитвой и сказал: "Не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них" (там же, 5). Потом он приказал недовольным на следующий день со своими кадильницами прийти в скинию для принесения жертвы. То же должен был сделать и Аарон. В этом месте Сам Иегова должен быть судьей. И точно, на следующий день, когда все собрались в скинию, слава Божия открылась самым ясным образом. Господь сказал Моисею и Аарону: "Отступите от этого собрания, Я тотчас его истреблю". В то же мгновение воля Всевышнего была исполнена. Народ отделился от кущ Корея, Дафана и Авирона. Лишь только это кончилось, как вдруг расселась земля под ногами бунтовщиков, и домы, и люди и скоты - все провалилось сквозь землю. Не остались без наказания и те, кои приняли участие в этом мятеже; 250 человек из старейшин были пожраны огнем, вышедшим из земли. Таким образом страшный и праведный суд совершился над неблагодарными сынами Левин. Весь Израиль, свидетель этого наказания, объят был ужасом.
КОРНИЛИЙ, римский сотник одной когорты, которая называлась Итальянской. Он жил в Кесарии Палестинской, где стояла рота. Около 40 года нашей эры этот благочестивый римлянин принял крещение из рук св. апостола Петра. Но и прежде обращения своего Корнилий проводил богоугодную жизнь. Он очень часто подавал милостыню народу, постился и молился; самые рабы его долго жили в страхе Божием. Вместе с начальником приняли христианство и многие из его подчиненных. Отцы церкви говорят, что даже иудеи засвидетельствовали добродетель этого римлянина. Греки утверждают, что Корнилий получил мученический венец. Бл. Иероним в своих письмах говорит, что в Кесарии на месте дома этого добродетельного воина была воздвигнута церковь. Память его празднуется 2 февраля.
КУМАН, правитель Иудеи после Тиберия Александра. Его управление отличается большей деятельностью, чем правление его предшественника; при нем вспыхнул мятеж в Иерусалиме. Причиной этого возмущения был следующий случай: один солдат, находясь на карауле при дверях храма, осмелился раскрыться неблагопристойным образом. Иудеи, считая его за Кумана, взволновались и начали осыпать ругательствами. Для усмирения волнующихся правитель решился ввести гарнизон в крепость Антония. Солдаты так напугали народ, что в суматохе задохнулось более двух тысяч человек. Недовольные его жестокостью, иудеи жаловались на Кумана Квадрату, правителю Сирии. Квадрат отправил обвиненного к Клавдию, который сослал его в ссылку, а правителем Иудеи назначил Феликса, брата Палласова.
КУСПИЙ ФАД, правитель Иудеи при императоре Клавдии. Фад, сделавшись правителем, очистил вверенную ему страну от разбойников и фанатиков, которые нарушали общественное спокойствие. Однажды он собрал жрецов и знаменитейших граждан Иерусалима и приказал им именем императора оставить в крепости Антония одежды первосвя-щеннические, которые позволялось носить только первосвященникам. Эти одежды должны быть под охраной римлян, как это было прежде. По этому случаю иудеи отправили депутатов к императору просить позволения хранить священные вещи самим жрецам. Клавдий, снисходя к просьбам юного Агриппы, сына Агриппы Великого, согласился исполнить волю иудеев. По этому случаю он писал к народу иудейскому. Письмо это мы решились поместить здесь, как любопытный исторический памятник. "Цезарь Германик, правитель республики в пятый раз, консул, избранный в четвертый раз, император в десятый раз и отец своего народа правителям, сенату, гражданам иерусалимским и всему народу иудейскому желает здравия. Ваши депутаты, представленные мне Агриппой, которого я возрастил и воспитал при себе, зная прежние милости, которые вам я оказывал, униженно просили позволения одежду и венец первосвященнические хранить самим первосвященникам, как это сделал добродетельный Вителлин. Снисходя к желанию ваших депутатов, я дал на это согласие, как потому, что это дело благочестивое, так и потому, что считаю справедливым позволить всякому жить по законам религии своего отечества. Предписываю это исполнить Куспию Фаду. Дан в четвертую июльскую календу, в консульство Руфа и Помагея Сильвана". Куспий Фад умер с именем человека правосудного и доброго.