Чистилище (пургаторий)

РАССКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА О ДОГМАТЕ, СВЯЗАННОМ С ЧИСТИЛИЩЕМ(ОТКУДА ОН ВЗЯЛСЯ И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ).

 

 

 

В Библии нет конкретного определения понятия чистилища, однако, сама вера выбранного Богом народа в возможность прощения грехов после смерти  (2 Макк 12:45), а также некоторые тексты Святого Писания и Церковного Предания дала возможность теологом, а впоследствии и всей католической Церкви обосновать догмат о чистилище.

Основная ошибка, которая часто появляется в материалах говорящих о католическом учении – чистилища  (пургаторий), это принятия чистилища как определенного места – (подозреваю, что данное мнение формируется чаще всего из-за незнания официального догматического учения католической Церкви и  под влиянием литературного произведения Данте Алигьери «Божественная комедия», в которой автор подробно описывает чистилище).

Данное произведение было написано задолго до официально принятого учения о чистилище ( Данте Алигьери -  Божественная комедия (La Commedia, позже La Divina Commedia)  1307 по 1321 гг). Несмотря  на то, что данное произведение не имеет в себе теологической и догматической ценности, однако может являться фундаментальным текстом, свидетельствующим о наличии и образе веры в чистилище у людей того времени.

Однако католическое учение, говорит о чистилище как о состоянии человека после смерти и о состоянии не столько постоянным, сколько переходным. В православном учении последнее время всё чаще основываясь на учении отцов Церкви говориться о похожем состоянии (мытарстве).

О нём говорили также великие учители Церкви:

Святой Августин: "Страсти чистилище больше, чем самые страшные муки мучеников".

Кирилл Александрийский говорит:

"Наименьшее терпение чистилища больше, чем величайшие страдание на земле, все страсти мира, которые свет может придумать – бальзам по сравнению с самым малым наказанием в чистилище".

Говоря же о официальных документах католической Церкви надлежит вспомнить о послании папы Иннокентия IV епископу Тускулумскому на Кипре 6 марта 1254 года:

Наконец, поскольку Истина удостоверяет в Евангелии, «если кто скажет [хулу] на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» [Мф 12, 32], это дает нам понять, что некоторые проступки разрешаются в веке нынешнем, иные же в будущем; поскольку Апостол говорит, что «огонь испытает дело каждого» и что «у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасается, но так, как бы через огонь» [1 Кор 3, 13-15]; и поскольку говорят, что сами Греки верят и утверждают во всякой истине и твердости, что души тех, кто умирает, приняв покаяние, но не исполнив удовлетворения за грехи [епитимьи], или тех, кто умирает освобожденный от смертного греха, но с малыми и простительными грехами, могут быть очищены после смерти и молитвы Церкви могут помочь им, — Мы, принимая во внимание, что Греки говорят, будто нет никакого определенного имени, которым это место очищения называлось бы у их Учителей, в силу традиции и авторитета Святых Отцов называем его чистилищем и хотим, чтобы в будущем они также называли его этим именем. Это временное пламя, в самом деле, очищает от грехов, однако не от смертных и тяжких, которые не были предварительно отпущены покаянием, но от нетяжких и малых, которые довлеют над ними после смерти, даже если они были прощены при жизни.

Если кто умирает без покаяния в состоянии смертного греха, нет сомнения в том, что он будет вечно терзаем адским огнем.

Но души малых детей, умирающих после бани Крещения, а также души взрослых, умирающих в состоянии благодати, которым не вменяется ни грех, ни то или иное удовлетворение за грех, немедленно отправляются в Вечное Отечество.

 

Первым же официальным документом ex catedra относительно чистилища стала конституция "Benedictus Deus" Папы Бенедикта XII в 1336 году. ( К сожалению у меня есть она только на английском языке)

Benedictus Deus

Constitution issued by Pope Benedict XII in 1336

By this Constitution which is to remain in force for ever, we, with apostolic authority, define the following: According to the general disposition of God, the souls of all the saints who departed from this world before the passion of our Lord Jesus Christ and also of the holy apostles, martyrs, confessors, virgins and other faithful who died after receiving the holy baptism of Christ- provided they were not in need of any purification when they died, or will not be in need of any when they die in the future, or else, if they then needed or will need some purification, after they have been purified after death-and again the souls of children who have been reborn by the same baptism of Christ or will be when baptism is conferred on them, if they die before attaining the use of free will: all these souls, immediately (mox) after death and, in the case of those in need of purification, after the purification mentioned above, since the ascension of our Lord and Saviour Jesus Christ into heaven, already before they take up their bodies again and before the general judgment, have been, are and will be with Christ in heaven, in the heavenly kingdom and paradise, joined to the company of the holy angels. Since the passion and death of the Lord Jesus Christ, these souls have seen and see the divine essense with an intuitive vision and even face to face, without the mediation of any creature by way of object of vision; rather the divine essence immediately manifests itself to them, plainly, clearly and openly, and in this vision they enjoy the divine essence . Moreover, by this vision and enjoyment the souls of those who have already died are truly blessed and have eternal life and rest. Also the souls of those who will die in the future will see the same divine essence and will enjoy it before the general judgment.

Such a vision and enjoyment of the divine essence do away with the acts of faith and hope in these souls, inasmuch as faith and hope are properly theological virtues. And after such intuitive and face-to-face vision and enjoyment has or will have begun for these souls, the same vision and enjoyment has continued and will continue without any interruption and without end until the last Judgment and from then on forever.

В течении последующих лет данная тема чистилища также была неоднократно затрагиваема. Через несколько лет после публикации Конституции Бенедиктом XII в 1351 году, его преемник, папа Климент VI в письме к католикосу, главе армянской церкви, пишет, что ожидает от него ответа на вопрос о его вере относительно чистилища.

"Мы спрашиваем, верил ли ты и веришь, что есть чистилище, куда попадают души умирающие в благодати, однако которые не ублаготворили полной Божией справедливости за свои грехи покаянием?

«А также верил ли ты и веришь, что до времени терпят они муку огня, а после как будут очищены, даже перед днём Суда дойдут до истинной и вечной радости, которое основывается на беспосредственном видении Бога и на Любови?».

Следующее учение о чистилище было на Флорентийском соборе (1438-1445). В 1439 году, он издал постановление, в ранге ex catedra.

Предоставляю оригинал текста собора Флорентийского говорящий о чистилище:

Сесия 6, 13-14

32 Item, si vere penitentes in Dei caritate decesserint, antequam dignis penitentie fructibus de commissis satisfecerint et omissis, eorum animas penis purgatoriis post mortem purgari, et, ut a penis huiusmodi re-leventur, prodesse eis fidelium vivorum suffragia, missarum scilicet sacrificia, orationes et elemosinas, et alia pietatis officia, que a fidelibus pro aliis fidelibus fieri consueverunt, secundum ecclesie instituta.

32 "???, ??? oi ?????? ??-??????????? ?????????? ?? ?? ??? ???? ?????, ???? ???? ?????? ??? ????????? ??????? ???????????? ???? ??? ??????????? ???? ??? ??????????, ??? ?????? ????? ??????????? ????????? ??????????? ???? ???????33• ???? ?? ??????-???????? ????? ??? ???????? ??-??????, ?????????? ?????? ??? ??? ?????? ?????? ?????????? ???????? ??? ????? ?????? [lac. missarum sacrificia] ??? ????? ??? ??????????? ??? ????? ??? ????????? ????, ????? ???? ??? ?????? ???? ????? ?????? ????? ???????? ???? ?? ??? ????????? ??????????.

В настоящее время полное учение католической Церкви  о чистилище можно узнать в КАТЕХИЗИСЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ 1030-1032

Официальное учение Католической Церкви о чистилище следующее:

Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых.Церковь сформулировала учение о чистилище главным образом на Флорентийском и Тридентском соборах. Церковное Предание, ссылаясь на некоторые тексты Писания, говорит об очистительном огне:

«Что касается некоторых менее тяжких прегрешений, надо думать, что до суда существует очистительный огонь, согласно словам Того, Кто есть истина, говорящего, что если кто скажет хулу на Духа Святого, то не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12, 31-32). Исходя из этого суждения, мы можем понять, что некоторые грехи могут быть отпущены в веке сем, а некоторые другие - в будущем».

Это учение опирается также и на обычай молитвы об усопших, о которой говорится уже в Священном Писании: «Посему принес (Иуда Маккавей) за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12, 46). От самых ранних своих времен Церковь чтила память усопших и молилась за них, в особенности принося евхаристическую жертву, чтобы, очистившись, они могли достичь блаженного созерцания Бога. Церковь рекомендует также дела милосердия, молитвы об отпущении грехов и покаяние, приносимые во благо душ усопших:

«Будем оказывать им помощь и совершать поминовение. Если сыновья Иова были очищены жертвою их отца, то как нам сомневаться в том, что наши молитвы за ертвых приносят им утешение? Будем же без колебаний оказывать помощь отшедшим и возносить молитвы за них» (Св. Иоанн Златоуст, Беседа на 1 Послание к Коринфянам 41, 5.)

О. д-р Александр М. Улас OFMConv

 

 

 

 

 

 

 

 

AddThis Social Bookmark Button