Filioque - як гэта ёсць!

В Библии не говорится конкретно, что Дух Святой исходит и из Христа, почему кат церковь говорит, что Дух Святой исходит из Христа. Объясните пожалуйста те моменты в Библии, где говорится, что Дух Святой исходит из Бога-Отца.
Догмат о честилище. откуда и почему он взялся? Спасибо.
Александр

Мир и Добро!

 

Уважаемый Александр!

 

 

 

Вопрос «Filioque» это не что-то новое в церковном (слова Церковь-Костел употребляю, как синонимы) учении, хотя сама формулировка и отсутствовала в символе веры, исповеданном в Константинополе в 381 году. На самом деле это очень древнее учение. На западе к нему обращались отцы св. Амвросий, св. Августин, Лев Великий. Некоторые восточные отцы, такие, как Василий Великий, Афанасий, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский употребляли иную формулировку «через Сына». Св. Максим Исповедник в своих трудах примирил обе формулировки «и от Сына» ( Filioquе)  и «через Сына». Т.е. не изложенное в официальных документах Церкви это учение развивалось в кругах почтенных отцов Церкви.

 

Отвечая на ваш вопрос, можно излагать целые трактаты, что, как мне кажется не имеет смысла. Вы говорите, что в Библии не говорится конкретно, что Дух Святой исходит из Христа. Знаете, а в Библии нет и такого термина, как «Троица», но тем не менее Церковь 2 тысячи лет исповедает свою веру во Единого Бога в Троице. Многие церковные догмы (учение) развивались в процессе познания, исследования Священного Писания. Именно в этих исследованиях тесно связаны два столпа Церкви: Священное Писание и Традиция. Католическая Церковь никогда не отрицала и не отрицает по сей день, что «Отец есть источник всей Троицы, единственный источник Сына и Духа Святого». Употребляя понятие «Filioque» католическая Церковь ставит ударение на сущностное общение Отца и Сына, т.е на Троицу «in se - в себе» т.е. внутреннюю жизнь Троицы. Во несколько отрывков из Священного Писания и коротенько пояснение к ним.

 

 

 

В Новом Завете Дух Святой назван не только «Духом Отца», но также «Духом Сына» (Деян 16.7; Рим 8,9; Гал 4,6; Филм 1, 19). Если определение "Дух Отца" указывает на изначальное отношение к Отцу, значит также и формулировка "Дух Сына" должна обозначать какое-либо изначальное отношение. И единственными отношениями между Божественными Лицами могут быть изначальные отношения, что также отмечено в Послании к Коринфянам, где "Дух Бога" объясняется как "Дух от Бога" ("to pneuma to ek tou theo"; 1 Кор 2, 11-12).

 

Вот тексты Нового Завета, описывающие послание Духа через Сына (Ин 15, 26 - отрывок, представляющий наибольшее значение для православных: "Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит": 16. 7; 20, 22; Лк 24, 24). Конечно, эти тексты говорят о внешней миссии в истории спасения. То же самое утверждение (по мнению большинства экзегетов - исследователей Святого Писания) относится к "исхождению" Духа от Отца (Ин 15, 26). Но это отношение нельзя объяснить без основы, находящейся в Самом Боге. Внешнее послание во времени является почти что продолжением вечного исхождения.

 

Наряду с утверждением о "Духе Сына" и послании Духа через Сына существует также важный отрывок, свидетельствующий, что Дух получает свое знание от Сына. У Иоанна 16. 13 сл. читаем: Дух "не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам".

 

Непосредственно после цитируемого текста следует такое высказывание: "Все, что имеет Отец, есть Мое" (Ин 16, 15). Если Сын имеет все то, что имеет Отец, - за исключением бытия Отца, что не может быть сообщено, - Сын причастен также к способности «испускать» Духа Святого.

 

Необходимо добавить, что ограниченное толкование, связывающее термин "екрогеusis" лишь с исхождением от Отца, не находит никакой основы в Новом Завете. Термин этот довольно общий и описывает происхождение одной реальности от другой. Он даже употребляется в одном важном тексте, который часто игнорируется в научных трудах. В последней главе Откровения мы читаем: "И показал мне чистую реку воды жизни, светлую как кристалл, исходящую (екроreuomenon) ! от престола Бога и Агнца" Откр 22,1.

 

"Вода жизни" - это Святой Дух (ср. Ин 4, 10 сл; 7, 37 - 39; Откр 21.6 ). Она исходит от трона Бога и Агнца. "Агнец" - это Сын с Его миссией нашего спасения; здесь вновь говорится о порядке домостроительства, как и в случае с "екроreusis"  Духа от Отца в Ин 15, 26. По крайней мере мы видим, что предвечное исхождение Духа от Сына, узнаваемое в Его временной миссии, хорошо можно объяснить, опираясь на библейскую основу.

 

Катехизис Католической Церкви пишет по этому поводу: "Предвечное происхождение Духа открывается в Его земной миссии. Святой Дух ниспослан апостолам и Церкви как Отцом во имя Сына, так и Самим Сыном по возвращении к Отцу (ср. Ин 14, 26; 15, 26; 16, 14). Ниспослание Божественного Лица Духа после прославления Иисуса во всей полноте открывает тайну Пресвятой Троицы" (п. 244).

 

 

 

На вторую часть вопроса, если позволите я отвечу отдельным текстом.

 

Да благословит Вас Господь.

 

брат Александр

AddThis Social Bookmark Button