ЗАВУЛОН, шестой сын Иакова и последний сын Лии, родился в Месопотамии. Нам ничего не известно о жизни этого патриарха, кроме того, что он умер в Египте и оставил после себя трех сыновей - Середа, Аллона и Ахоила, сделавшихся родоначальниками племени, которое получило имя отца их. Когда израильтяне оставили царство фараонов, три сына Завулоновы начальствовали над своим племенем. Иаков, благословляя детей своих перед смертью, Завулону сказал, что он "при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона" (Быт. 49:13). И это пророчество в точности исполнилось, когда обетованная земля разделена была во второй раз Иисусом Навином. Колено Завулоново отличалось своей многочисленностью. При исходе из Египта оно заключало в себе 57 400 человек выше двадцатилетнего возраста, и это число еще увеличилось при вступлении народа Божия в Палестину, Моисей перед своей смертью так благословляет колено Завулоново и Иссахарово: "Веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих; созывают они народ на гору, там закопают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке" (Втор. 33:18-19). И это достопамятное пророчество так же исполнилось, как и первое. Оба колена жили близ моря и обладали довольно значительными рудами. Поток, имеющий в своих водах песок, годный для плавки стекла, протекал по владениям этих двух колен. Жители их искусно умели воспользоваться этими естественными благами. Сначала они сами пользовались ими, а потом в большом количестве начали снабжать ими и соседственные приморские страны и захватили в свои руки монополию торговли, которая впоследствии доставила им большие выгоды. Земли, доставшиеся в удел потомкам Завулона, заключали в себе 12 городов с их окрестностями; замечательнейшими из них были: Кана, Еммаус, Тивериада, Дофаин, Ендор, Назарет, Сефориа, Гефа, Дора и Завулон, который был главным городом этого племени. Завулон был взят и разрушен римской армией в начале Иудейской войны. Потомки этого патриарха оказали Давиду величайшую услугу, пристав к его стороне; силы их тогда простирались до 50 тысяч способных сражаться.

ЗАКХЕЙ. Будучи в Иерихоне, Иисус проходил город. В это время один богатый мытарь, по имени Закхей, хотел посмотреть на дивного Чудотворца. Но все старания его оставались тщетными: народа было множество, а Закхей был небольшого роста. Чтобы удовлетворить свое любопытство, мытарь забежал вперед и взлез на смоковницу, мимо которой Спасителю надобно было проходить. Надежда его исполнилась. Иисус, приблизившись к месту, где был Закхей, и посмотрев на дерево, сказал: "Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме". Бедный грешник никогда не ожидал такой милости. Он с радостью слез со своего убежища, и, несмотря на глухой ропот, который послышался в народе, что Мессия хочет идти в дом грешника, Закхей предстал пред Избавителем и сказал, что он отдаст половину имения своего нищим и если кого обидел, то возвратит с четверицею. Господь отвечал: "Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19:2-10).

ЗАМВРИЙ (918 г. до Р. X.), пятый царь израильский, был провозглашен царем израильским по смерти Илы, которого он умертвил. Замврий принадлежал уже к третьему царствующему дому, восшедшему на престол Израильский по уничтожении двух первых. Новый царь носил корону очень недолго. Впрочем, и в это время он царству Израильскому дал почувствовать всю тяжесть своей кровожадной жестокости, а царству Иудейскому показал, что и он также развращен и такой же враг истинного Бога, как и его предшественники. Похитив корону, Замврий умертвил всех детей Илы и тем думал обезопасить свою власть. Но буря нагрянула вовсе не оттуда. Армия, осаждавшая Гавафон, выразила неудовольствие при вести, что убийца Илы избран народом царем. Зная об этом расположении войска, Амврий, полководец его, человек честолюбивый, объявил себя царем. Пораженный такой новостью, убийца затворился во дворце со своими женами, богатствами и погиб здесь, как новый Сарданапал, будучи царем только семь дней.

ЗАМВРИЙ и ХАЗВИ, израильтянин и мадианитянка, которых Финеес пронзил мечом своим на ложе преступления. Замврий был сыном Салмона и начальником одного семейства из колена Семионова. Хазви была дочерью Сура, одного мадианитского князя (см. Финеес и Моисей).

ЗАРА, см. Фарес и Зара.

ЗАХАРИЯ (767 г. до Р. X.), сын и наследник Иеровоама II, которому подражал в нечестии. Этот царь недолго пользовался своей властью. По смерти Иеровоама вспыхнул мятеж, во время которого Захария лишился и жизни и власти. Он погиб от руки Селлума в шестой месяц своего царствования. Таким образом, исполнились слова Божий, что племя Ииуя будет царствовать только до четвертого рода.

ЗАХАРИЯ (ок. 516 г. до Р. X.), самый замечательный из меньших пророков, был сыном Варахии и внуком Адды. Ни о времени, ни о месте рождения этого пророка нам ничего не известно. Думают, что он родился в Вавилоне, во время плена иудейского. Другие утверждают, что этот пророк увидел свет в Иерусалиме, прежде пленения двух колен, Иуды и Вениамина. Долгое время спорили о том, был ли Захария священником или нет? Но все эти разногласия кончились ничем; вопрос по-прежнему остался нерешенным. Этого пророка часто смешивают с Захарией, современником Исайи, и еще с отцом Иоанна Крестителя. Но оба эти мнения равно неосновательны. Время смерти Захарии также неизвестно, как и время рождения. Некоторые из древних критиков утверждают, что это тот Захария, о котором Иисус Христос упоминает в Евангелии, который был убит между храмом и алтарем. Но и это мнение также не имеет решительных доказательств своей истинности. Епифаний приписывает этому пророку многие пророчества; но так как этих пророчеств мы не находим в его книге, то и не можем о них судить. Когда Зоровавель отправился в Вавилон, одним из спутников его был Захария, который, пришедши сюда, начал свое пророчество во второй год царствования Дария и спустя два месяца после смерти Аггея. Ни один из пророков не употреблял столько фигур и образов для выражения своих понятий, как Захария; и в то же время ни один из них не предсказал с такой ясностью всего, что относится до пришествия Мессии в мир. Пред ним как будто раскрыта была книга судеб Божиих, где Богодухновенный муж читал не только историю народа Божия после плена вавилонского до рассеяния иудеев, но видел ясно и судьбу соседних с иудеями наций. Взору пророка представляется длинный ряд царей сирийских, которые были правителями и тиранами Иудеи, опустошительные войны и всякого рода бедствия, какими поражали сынов Иуды их притеснители. Захария начинает свое пророчество обращением к сынам Иакова, которых он заклинает не следовать примеру отцов своих, пораженных гневом Божиим за невнимание пророков. "В их преступлениях, - говорит Захария, - надобно искать причины их тяжких бедствий. Ужели и дети этих отцов ждут, пока час мести настанет и обратит их к вере отцов их и к соблюдению закона? Пользуйтесь наставлениями, - восклицает служитель Господа, - потому что пророки не всегда живут". Потом он вдруг оставляет грозный тон и говорит уже языком кротости и милосердия, чтобы оживить надеждой сердца, пораженные отчаянием. Захария далее говорит, что Иегова посетит еще Иерусалим своим милосердием и что во граде Давида явится зодчий, чтобы начертить план, по которому должны быть воздвигнуты стены и возобновлен храм Предвечному. Сион всегда был предметом заботливости Господа, который поэтому накажет народы, озлобившие и рассеявшие жителей Иудеи. Они сделаются добычей тех, на которых прежде смотрели как на своих рабов. "Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь" (Зах. 2:10). Углубляясь более и более в будущее, пророк предсказывает, что вскоре святой город не будет иметь нужды в стенах, так он будет многочислен. Сам Бог будет ему стеной огненной, окружающей весь город со всех сторон и защищающей его от ярости врагов. После этого Захария кратко рассказывает о происшествиях, свидетелем которых он был. Тщетно зависть врагов хочет остановить сооружение храма. Зоровавель оканчивает со славой свое священное предприятие, несмотря на многочисленные препятствия. Сначала пророк хвалит мужество этого знаменитого человека, а потом воздает должную честь и первосвященнику Иисусу. Последний представлен у пророка стоящим пред ангелом, которому жалуется сатана. Но первосвященник торжествует, и его ветхие одежды, в которых предстоял посланнику небесному, переменяются на одежды блестящие, и ангел славы говорит, что он и его приближенные назначены быть образом будущего. Господь говорит, что он введет раба своего Востока, то есть Мессию, который будет камнем и на которого будут смотреть как на опору их надежды и источник спасения. Потом пророк видит летящий серп, меру исходящую и двух женщин; все эти символы означают несчастие, которым Господь поразит землю. Затем пророку представляются четыре колесницы, исходящие из среды двух медных гор. Эти колесницы обозначают царства Персидское, Греческое, Египетское и Сирийское, которые вызваны, каждое в свое время, чтобы разнести наказание Господа на север и юг. Между тем среди этих предсказаний Захария представляет нам картину счастья иудейского народа по создании храма. Иудеи сначала были в самой крайней бедности и не имели никакого утешения в своих несчастьях. Теперь они наслаждаются счастьем, и война не тревожит их спокойной жизни. В Иерусалиме легко встретить почтенных старцев, идущих по дороге и за слабостью своих сил опирающихся на трость. Дети теперь могут спокойно резвиться, не боясь встретить врага. Народ будет наслаждаться благоденствием, примерным для других народов, как прежде был притчей за свои грехи. В самом деле, народ иудейский долгое время наслаждался миром, во все владычество персов и Александра Македонского. Но когда из чести к царям знаменитейшие граждане Иудеи изменили своему отечеству, когда они хотели сделаться известными, подобно грекам, и предпочли пустую славу истинному величию быть блюстителями закона, тогда бедствия опять обрушились на Иудею. Захария ясно предвидел раны своего отечества и описал их с определенной точностью. Сион делается добычей грабителей, опустошение и беспорядок будут царствовать в его стенах. Но победы мужественных Маккавеев прекращают эти несчастья, избавляют страну от бедствий, а врагов ее усмиряют. Предвечный будет помощником: "Господь Саваоф будет защищать их, и они будут истребить и попирать пращные камни, и будут пить и шуметь как бы от вина, и наполнятся как жертвенные чаши, как углы жертвенника" (Зах. 9:15), потом пророк, подобно Аггею, хвалит второй храм и говорит, что в нем уже не будет ни идолов, ни ложных богов, ни ложных пророков. "И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли. Тогда, если кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа" (Зах. 13:2-3). Известно, что все это исполнилось; известны также и блистательные успехи Маккавеев. Но здесь достойно замечания одно обстоятельство, которое пророк обозначил, а именно, что сам Иуда будет сражаться против Иерусалима. И это случилось во время Маккавеев, когда Иерусалиму изменили дети его. После этих войн Захария предсказывает продолжительное спокойствие. Иуда могуществен; народы, причинявшие ему обиды, унижены, соседственные враги также наказаны, как-то: филистимляне и сирийцы. Напрасно Тир и Сидон истощают свою мудрость: они остаются в стыде; стены их падают от дыхания Божия. Дамаск, гордость Сирии, падет, потому что причинил много несчастий детям Иакова. Аккарон, Газу и Аскалон постигнет та же участь. "Исторгну кровь из уст его и мерзости его из зубов его, и он достанется Богу нашему, и будет как тысяченачальник в Иуде, и Екрон будет, как Иевусей (то есть как природный житель Иерусалима). И Я расположу стан у дома Моего против войска, против проходящих вперед и назад, и не будет более проходить притеснитель, ибо ныне Моими очами Я буду взирать на это. Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли" (Зах. 9:7-10). Этот миролюбивый царь своей кровью освободит пленных и извлечет их из тьмы заблуждений. Захария, предсказав это чудное счастье, начинает говорить о бедствиях. Он вдруг видит огонь во храме, вся страна с главным городом разрушается, убийцы и грабители и царь, покровительствующий им, начинают являться здесь. Но Бог заботится о своем народе; Он Сам делается его пастырем, и Его власть поддерживает избранных детей. Но наконец беспорядки гражданские возобновляются, дела приходят в дурное состояние. Время этих беспорядков обозначается одним известным характером; три пастыря, то есть три царя, являются в одно и то же время. "Я уничтожу, - говорит Господь, - в один месяц трех пастырей, потому что они дурно заботились о моем стаде; и, видя, что Мой народ остается неблагодарным, Мое сердце ожесточилось на них, потому что он изменил Мне и не остался твердым в Моих заповедях". Господь уже больше не будет их пастырем, то есть перестанет управлять иудеями с такой заботливостью, как прежде; Он оставил их самим себе, собственному их несчастью; дух раздора и ненависти будет господствовать между ними, и Он уже больше не будет предотвращать те бедствия, которые постигнут их. Таким образом, "не буду пасти вас: умирающая - пусть умирает, и гибнущая - пусть гибнет, а остающиеся пусть едят плоть одна другой" (11:9). Итак, союз Господа с евреями разрушается; начало их падения есть падение трех пастырей, или государей. Но кто суть эти три царя? Читатель, разумеется, уже догадывается, что здесь говорится об Аристовуле и Гиркане, которые были свержены Помпеем, и об Антиохе, которого генерал римский умертвил тогда же. Но среди этих несчастий, которые Захария с такой ясностью предсказал, является еще величайшее бедствие. Немного спустя, во время этих беспорядков, Бог продается за тридцать сребреников от Его народа, столь жестокого и неблагодарного, и пророк видит все даже до поля скудельного. Следствием всех этих несчастий и раздоров между правителями народа власть его совершенно падает. Чтобы наказать злоупотребление этого света и власти, которые получены от Господа, Иерусалим будет как камень, попираемый всеми народами. "Ибо вот, Я поставлю на этой земле пастуха, который о погибающих не позаботится, потерявшихся не будет искать и больных не будет лечить, здоровых не будет кормить, а мясо тучных будет есть и копыта их оторвет" (1:16). Но что сказать об этом чудном видении, где пророк видит поражение пастыря? "Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня. О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых" (Зах. 13:6-7). Что сказать о том, как смотрит народ на Бога, Которого он предал смерти? "И они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце" (12:10). Тогда пророк взывает, что две части из них будут потреблены от земли, а третья останется на ней (две части суть иудеи и язычники, а третья христиане). И Захария предсказывает те искушения, которым подвергнутся последние. "И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: "это Мой народ", и они скажут: "Господь - Бог мой!" (13:9). Но удивительнее всего в этих видениях то, что Господь посылается Господом, чтобы он шел жить в Иерусалим, куда соберутся все язычники, и Он сделает их Своим народом и будет жить между ними. Все нации придут в святой город, чтобы почитать верховного царя и поклоняться Ему в Его храме. Память святого пророка Захарии празднуется церковью 8 февраля.

ЗАХАРИЯ, пророк иудейский. Он был для Осии тем же, чем первосвященник Иодай для Иоаса. По свидетельству Священного Писания, Осия был благочестив до тех пор, пока был жив Захария, ум и благочестие которого держали царя в пределах благоразумия. Захария умер за пять или за шесть лет до смерти Осии.

ЗАХАРИЯ и ЕЛИСАВЕТА. От брака этих двух богобоязненных израильтян родился Иоанн Креститель, Предтеча Мессии. Захария происходил из рода священнического, из дома Авии; Елисавета происходила из рода Ааронова и была, по свидетельству предания, сестрой Анны, матери Пресвятой Богородицы. О смерти их нам ничего неизвестно (см. Иоанн, Предтеча). Память их празднуется церковью 5 сентября.

ЗАХАРИЯ, или АЗАРИЯ II (ок. 850 г. до Р. X.), восемнадцатый первосвященник иудейский, сын и преемник Иодая I. Иосиф Флавий называет его Фидеею, а иудейская летопись Фадеею и полагает его первосвященническое служение в царствование Иоаса. Этот Азария, или Захария, кажется, составляет одно лицо с Азариею, сыном Иоанана, упоминаемым в Первой книге Паралипоменон (4:10) и в генеалогии Ездры (7:3), потому что он был отцом Амарии (4 Пар. 6:11; 4 Езд. 7:3), и в то же время сыном Иоанана (4 Пар. 6:7-10; 2 Езд. 7:3). Захария со славой проходил первосвященническое служение. Пока Иодай был жив, Иоас, царь иудейский, жил благочестиво. Но после его смерти, обольщенный ласкательствами двора, Иоас поставил на алтарь идолов. Захария, полный ревности к славе Бога Израилева, вооружился против этого поругания святыни. Но народ, возбужденный преступным царем, закидал ревностного первосвященника камнями в преддверии храма. Этого Захарию не надобно смешивать с Захариею, сыном Варахииным, и с тем Захарией, о котором упоминается в Евангелии от Матфея, который был убит между алтарем и преддверием храма. Захария характеризуется в книгах Паралипоменон такой чертой, которая весьма затрудняла толкователей. Здесь говорится: "Иоанан родил Азарию, - это тот, который был священником в храме, построенном Соломоном в Иерусалиме" (1 Пар. 6:10). Одни думали, что эти слова показывают, будто Азария жил в царствование Соломона, что допустить невозможно. Другие утверждали, что он жил в царствование Осии, царя иудейского, и воспротивился последнему принести к алтарю фимиам (2 Пар. 26:17 и след.); но тогда надобно сказать, что тот Азария, или Захария, сын Иоанана, не есть Азария, или Захария, сын Иодая; а предполагая, что Иодай и Иоанан, первосвященник в царствование Иоаса, одно лиио, надобно слишком продолжить жизнь этого Азарии, чтобы довести его до времен Осии, царствовавшего спустя около шестидесяти лет после Иоаса. Другие предполагали, что, не продолжая таким образом жизнь того Азарии и признавая его одним лицом с Захариею, сыном Иодая, можно сказать, что Священное Писание хотело приписать похвалу Захарии, или Азарии, говоря, что он священнодействовал во храме, построенном Соломоном; но это неосновательно, потому что такое преимущество принадлежало всем без исключения его предшественникам со времени самого основания храма. Итак, то, что сказано здесь об Азарии, сыне Иоанана, кажется приличнее отнести к Садоку I, который жил во времена Соломона и первый священнодействовал в построенном этим царем храме. Может быть, переписчик по ошибке поставил эти слова после Азарии, вместо того чтобы поставить их после Садока. Преемником Захарии был Седекия.

ЗИНА, ученик апостола Павла. Он известен как ученик времен апостольских и сведущий в законе. Память его празднуется церковью 4 января.

ЗОРОВАВЕЛЬ (536 г. до Р. X.), сын Салафииля, произошел из рода царей иудейских. Зоровавель был одним из тех пленников, которые умели заслужить любовь царей персидских. Будучи при дворе, мудрый иудей старался выхлопотать свободу своему народу, свободу, которую иудеи не могли защитить своим оружием. Вот что рассказывает Ездра о том случае, который возвысил Зоровавеля. Однажды Дарий был на пиру, куда приглашены были все сатрапы и правители 127 провинций Мидии и Персии. После вечера монарх, по обыкновению, отправился спать. Трое юношей, которые были при особе царской телохранителями, уговорились между собой: кто скажет слово мудрейшее, то есть самое справедливое, тому Дарий должен дать богатые подарки, возвысить его, одеть в порфиру, посадить по себе вторым и называть его своим родственником. Сделав такое предложение, юноши тотчас и исполнили его. Каждый из них написал свою мысль и, запечатавши, положил под подушку на царской постели. Один из них написал, что самая могущественнейшая вещь в мире есть вино; другой писал, что сильнее всего царь, а третий утверждал, что женщина, а более всего истина. Как скоро царь встал, телохранители предложили ему свои мысли для решения. Дарий, желая рассмотреть надлежащим образом это дело, собрал совет и перед ним приказал спорящим изъяснять и доказывать всякому справедливость своей мысли. Тогда прежде всех выступил тот, который утверждал, что вино сильнее всего; он начал доказывать силу этого напитка, вычислив все его хорошие и дурные свойства, его могущественное действие на ум и сердце человека. Вино заставляет забывать все в жизни: и несчастья, и бедность, делает человека веселым, храбрым, смелым и свободным, а иногда печальным и свирепым. После него другой начал доказывать могущество царя. Царь, говорил он, простирает свою власть на море и землю, заставляет бояться себя другие народы и чрез свои войска покоряет горы, срывает башни и стены, убивает, поражает, перед его властью все склоняется; он созидает и защищает; враги его боятся, весь мир его трепещет. Наконец выступил и третий юноша, Зоровавель, который начал говорить об очаровательном могуществе женщины. Власть женщины, говорил он, простирается без исключения на всех, на царя и его подданных. Великие и малые мира сего не от жен ли рождаются? Те, которые делают вино и пьют его, от кого получили свое существование? Женщины для нас производят одежды и другие драгоценные украшения. Для нее мужчина оставляет все, родителей, друзей и свое отечество; они смягчают жестоких, укрощают свирепых. "О, мужи! Как же не сильны женщины, когда так поступают они? Тогда царь и вельможи взглянули друг на друга, а он начал говорить об истине. О, мужи! Не сильны ли женщины? Велика земля, и высоко небо, и быстро в своем течении солнце, ибо оно в один день обходит круг неба и опять возвращается на свое место. Не велик ли Тот, Кто совершает это? И истина велика и сильнее всего. Вся земля взывает к истине, и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепещут пред нею. И нет в ней неправды. Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие и все дела их таковы, и нет в них истины, и они погибнут в неправде своей; а истина пребывает и остается сильною в век, и живет и владычествует в век века. И нет у ней лицеприятия и различения, но делает она справедливое, удаляясь от всего несправедливого и злого, и все одобряют дела ее. И нет в суде ее ничего неправого; она есть сила и царство и власть и величие всех веков: благословен Бог истины!" (2 Езд. 4:32-40). Юноша замолчал; в собрании воцарилась глубокая тишина; потом присутствующие воскликнули: "Велика истина". Тогда Дарий наградил Зоровавеля, как они между собой уговаривались, и дал слово исполнить все, чего ни попросит. Зоровавель решился воспользоваться милостью и начал просить своего царя, чтобы он позволил им идти в отечество и там возобновить храм Иерусалимский и чтобы он помог ему в этом предприятии своим могуществом. Царь согласился на все предложения мудрого Зоровавеля и издал указ, дозволяющий иудеям возвратиться в свое отечество и докончить начатый при Кире храм. После публичного указа 22 тысячи иудеев оставили Вавилон под предводительством Зоровавеля, с советом старейшин и Иисусом, сыном Иоседековым, первосвященником иудейским. В седьмой месяц по выходе народа Божия из земли врагов своих первосвященник решился восстановить служение истинному Богу. Зоровавель способствовал ревности служителя Божия и помогал ему соорудить алтарь Господу для жертвоприношения. Потом начальник народа занялся собранием материалов для постройки храма. За хорошую плату сидоняне согласились доставлять кедры ливанские. Не прошло и двух лет, как положено было основание священного здания при кликах радостного народа. Евреи обоих полов и всякого возраста перестали плакать о погибшем своем отечестве. Они пели теперь песнь радости своему Богу, сжалившемуся над их несчастиями, внявшему их слезам и молитвам и простившему грехи их отцов. Если правосудный Бог так строго их наказал, то Он же и милует их и Своей чудесной десницей возводит на степень счастья, славы и могущества. Но между тем и враги иудеев не дремали. По возвращении народа Божия в Иерусалим они не без основания стали опасаться, что евреи опять достигнут прежнего своего могущества, рано или поздно восстановят прежние границы своего царства. Жители Самарии решились домогаться, чтобы новое правительство иудейское признало их друзьями и единоверцами и позволило им принять участие в строении храма. Но истинное намерение самаритян было то, чтобы, сделавшись союзниками, приобрести мало-помалу влияние на деле, а наконец и совершенно подчинить своей власти Иерусалим и всю Иудею. Зоровавель и старейшины проникнули их тайное намерение и на предложение врагов отвечали: "Не с вами нам строить дом Господу Богу нашему; мы одни будем строить его Господу Богу Израиля, соответственно тому, как повелел нам Кир, царь Персидский. Тогда народы той земли, нападая на обитающих в Иудее и осаждая их, препятствовали строению" (2 Езд. 5:67-69). С этого времени непримиримая ненависть возгорелась между иудеями и самарянами; они с этих пор не стали терпеть друг друга. Сначала самаряне, с помощью арабов и амаликитян, решились устрашить иудеев ложными слухами; даже в самом Иерусалиме находились их шпионы, которые на советах старались препятствовать всем добрым намерениям иудеев. Имели также своих поверенных и при дворе персидском, где старались ослабить авторитет Зоровавеля и очернить иудеев. Но когда и это не помогло, враги иудеев решились написать Дарию письмо, в котором ненависть их к народу Божию выразилась самым ясным образом. Самаряне писали, что они, пришедши в Иерусалим, увидели, что иудеи с жаром созидают новый храм и дело их быстро подвигается. А когда строящих спросили, по какому праву они строят этот дом, они указали им на указ Кира, который позволил иудеям, бывшим тогда в плену, взяв сосуды, идти и построить новый храм в своем отечестве. Теперь если угодно Дарию, то пусть прикажет поискать этот указ в царских книгохранилищах. И если это повеление будет найдено, тогда пусть он об этом сам рассудит. Цель этого письма была та, чтобы остановить постройку храма по тем же причинам, как и прежде. Известно, что подозрительный Кир приказал своим указом остановить постройку храма. Это же самое приказание повторено было Камбизом и его эфемерным наследником Смердисом. Так продолжалось до времени Дария, сына Истаспова. Этот государь дал новое приказание докончить храм Богу Израилеву. Зоровавель, ободряемый пророками Аггеем и Захарией, возобновив указ Кира, убедил народ взяться за это дело со всем усердием. Но с возобновлением работ возобновились и интриги врагов, впрочем без успеха. Царь персидский, издав указ, в то же время оказал Зоровавелю самое непритворное расположение: Дарий в своем указе приказывал прилежать о создании храма и правителям Финикии и другим соседственным с Иудеей областям предписывал помогать евреям в этом предприятии, и даже давать им баранов и других животных для жертвоприношений, чтобы приносили Всевышнему Богу жертвы за царя и за детей его и молились о жизни их. Самаряне и их союзники после такого ясного повеления не осмеливались уже более тревожить строителей храма, и Зоровавель спокойно занимался окончанием своего священного предприятия. Этот великий человек имел утешение видеть, как его любимая мысль осуществилась; после четырехлетних трудов храм был окончен. Освещение дома Божия было великолепно и радостно. Весь ликующий Израиль собрался славить своего дивного Бога у подножия Его алтаря. Левиты и священники были избраны по закону Моисееву, и весь чин богослужения восстановлен в древнем виде. При этом торжественном случае, разумеется, к виновнику его Зоровавелю обращены были вся благодарность и любовь соотечественников. После окончания храма Священное Писание уже не говорит нам ничего более о Зоровавеле. Вероятно, он вскоре умер, но обстоятельства его смерти нам вовсе неизвестны. Знаем только, что Зоровавель оставил после себя одну дочь по имени Авусея и семь сыновей: Мосоллама, Ананию (который, кажется, под именем Авиуда упоминается в генеалогии Иисуса Христа, у Матфея), Саллимима, Оела, Варахию, Асадия и Асоведа. Царский род, от которого Зоровавель происходил, давал ему право сделаться верховным правителем народа своего, но это не входило в планы этого мудрого человека. Бог, Которого он был служителем и Который хранил его среди смут, потрясавших Персию после смерти Камбиза, Бог назначил его орудием для восстановления свободы израильтян и их политического и религиозного состояния. Исполнив волю Божию, мудрый Зоровавель сошел с гражданского поприща и не хотел искать себе того, что, по распоряжению Промысла, предоставлено было другим.

Дарагія сябры! Просім падтрымаць будаўніцтва нашага касцёла і дзейнасць парафіі. Шчыра дзякуем за дапамогу, молімся за ўсіх ахвярадаўцаў.